Признаки, симптомы, причины возникновения аутизма у детей

Признаки, симптомы, причины возникновения аутизма у детей

Что такое аутизм или расстройство аутистического спектра (РАС)? Не ищите исчерпывающего определения, точной характеристики этого термина нет, вы не найдете его даже в профессиональной литературе. Аутизм у детей и взрослых – это комбинация большого количества отдельных симптомов. Иногда расстройство характеризуется как закрытие, поглощенность собой самим без связи с реальностью, действительностью. Аутистов иногда называют людьми, живущими в их собственном мире, не интересующимися другими. Им трудно создавать и поддерживать межличностные отношения, они их не понимают, не осознают их сложности. Речь идет о расстройстве в области социальных отношений, общения, поведения.

Игра

Немного истории

Первое упоминание детского аутизма, как отдельной диагностической единицы, было зарегистрировано уже в 1940-х годах XX века. Американский психиатр Л. Каннер в 1943 г. опубликовал статью о неприемлемом поведении группы педиатрических пациентов, указав термин «ранний детский аутизм» (EIA – Early Infantile Autism).

Независимо от Каннера Г. Аспергер (1944 г.), венский педиатр, в профессиональной статье описал истории болезни 4-х мальчиков с нетипичными поведенческими чертами, ввел понятие «аутистическая психопатия». Он, в особенности, подчеркнул специфическую психопатологию социального взаимодействия, речи, мысли.

Следующее важное имя в истории определения аутизма – Л. Винг, британский врач, внесшая большой вклад в расширение знаний о психопатологии расстройств аутистического спектра. В 1981 г. она ввела термин «синдром Аспергера», а также описала т.н. «триаду симптомов». Она также написала ряд профессиональных публикаций и справочников для родителей детей с РАС.

В чем причина расстройства?

Основные причины возникновения аутизма у детей – это врожденные аномалии головного мозга. Это неврологическое расстройство, специфически проявляющееся в когнитивном восприятии, и в результате его нарушения, – в поведении больного человека. Однако точная причина, почему возникает аутизм у детей, пока не выявлена. Считается, что важную роль играют генетические факторы, различные инфекционные заболевания (вирусы, прививки), химические процессы в мозге.

Малыш

Влияние на организм женщины во время беременности, в период антенатального развития плода – это основной фактор, почему рождаются дети с аутизмом; причины кроются в необратимом повреждении мозга ребенка в процессе его формирования.

Современные теории, появляющиеся в результате проведенных исследований, направленных на изучение аутизма и причин возникновения расстройства, утверждают, что возникновение РАС возможно только при объединении указанных факторов.

Аутизм – это, по существу, синдром, диагностирующийся на основе поведенческих проявлений. Он появляется в раннем детстве, наиболее оптимальное время для диагностирования – возраст младенца до 36 месяцев.

Расстройство некоторых функций мозга приводит к нарушению способности правильной оценки информации (сенсорной, речевой). Люди с аутизмом имеют значительные трудности в развитии речи, в отношениях с другими, им трудно справляться с общими социальными навыками, у них преобладают стереотипные интересы, жесткость мышления.

Симптомы аутизма у детей

Аутизм – это первазивное расстройство развития органической природы, чаще поражающее мальчиков. Это означает, что речь идет о проблеме, где развитие ребенка нарушается в разных направлениях. Считается, что это врожденное нарушение некоторых функций мозга, преимущественно, обусловленное генетикой.

Это, безусловно, самое серьезное нарушение в человеческих отношениях, но оно не имеет социального происхождения. Причина, от чего возникает аутизм у детей, – это не плохая мать, отец или другие родственники, не семья, не справившаяся с воспитанием. Самообвинение не даст ничего, кроме вреда самому себе. После рождения ребенка с аутизмом важно принять болезнь как факт, найти способ понять мир малыша, приблизиться к нему.

Раннее начало симптомов

В 90% случаев аутичные проявления очевидны между 1-м и 2-м годами жизни, поэтому раннее начало – это важный диагностический фактор. Последующее наблюдение показывает, что, у пациентов с признаками, появившимися в течение 36 месяцев, были характерные симптомы аутизма; при появлении симптомов в более позднем возрасте наблюдалась клиническая картина, близкая к ранней шизофрении. Исключением является синдром Аспергера (болезнь аутистического спектра), который часто диагностируется в позднейшем детском возрасте.

Ребёнок

Нарушение социальных отношений

Нарушения эмоционального контакта и социального взаимодействия считаются центральными признаками расстройства. В то время, как у детей с нормальным развитием с первых недель очевидна предрасположенность к формированию социальных отношений, у аутистов уже на ранних стадиях развития отмечаются отклонения от нормы во многих областях. Для них характерен слабый интерес или его отсутствие к социальному взаимодействию, что, прежде всего, проявляется в отношении родителей, а позже – нарушением социально-эмоциональной взаимности по отношению к сверстникам.

Типично также нарушение зрительного контакта, непонятное использование имитаций и жестов в социальном взаимодействии, минимальная способность воспринимать невербальное поведение других.

Расстройство развития речи

При аутизме часто наблюдаются определенные нарушения развития, особенно, ухудшение речи (она значительно задерживается или отсутствует). Более половины аутистов никогда не достигают уровня речи, достаточного для нормального общения, у других регистрируется опоздание ее формирования, с качественными нарушениями в ряде областей: бывает выразительной эхолалия, замена местоимений, нарушение интонации и речевой каденции. Аутичная речь искусственно спроектирована, наполнена бессмысленными, неестественно ясными, стереотипными фразами, непрактичными, часто совершенно непригодными для нормальной коммуникации.

Интеллектуальный дефицит

Ментальное отставание – это наиболее распространенное сопутствующее расстройство, встречающееся примерно у 2/3 аутичных пациентов. Хотя в большинстве исследований указывается на интеллектуальную недостаточность в диапазоне от средней до тяжелой умственной отсталости (IQ 20-50), речь идет о широкой шкале уровней поражения. Она варьируется от глубокой умственной отсталости (при тяжелом аутизме) до среднего, иногда даже немного выше среднего показателя интеллекта (при синдроме Аспергера). Значения IQ относительно стабильны, однако они отличаются некоторым дисбалансом в отдельных предметах тестирования; результаты могут быть прогностическим фактором дальнейшего развития болезни.

У 5-10% аутичных детей в дошкольном возрасте возможно проявление «autismus savant», синдрома Саванта, характерного выдающимися способностями (например, музыкальными или художественными талантами, высокими математическими способностями, необычной механической памятью), несовместимыми с общим уровнем поражения. Однако, только минимальный процент аутистов может использовать такие способности в повседневной жизни, большинство из них своими навыками пользуются совершенно нефункциональным способом.

Стереотипные поведенческие модели

Типичной для аутизма является стойкая поглощенность одним или несколькими стереотипными, очень ограниченными интересами, компульсивным соблюдением конкретных, нефункциональных процедур, ритуалов, повторяющиеся странные двигательные манеры (постукивание, скручивание рук или пальцев, сложные движения целого тела). У аутистов при работе с предметами, особенно во время игры, наблюдается ненормальный интерес к нефункциональным частям вещей или игрушек (ароматы, прикосновение, шум или вибрации, возникающие при манипуляции с ними).

Девочка

Что родители могут заметить в раннем детстве?

В раннем возрасте сами родители могут наблюдать некоторые поведенческие нарушения у ребенка, являющиеся хорошими «пророками» аутизма.

В общении:

  • ребенок не реагирует на свое имя;
  • малыш не говорит, чего хочет;
  • имеет задержку развития речи;
  • не отвечает на стимулы;
  • иногда кажется глухим;
  • кажется, что он слышит, но не других людей;
  • не указывает на предметы, не прощается;
  • сказав несколько слов, останавливается.

В социальном поведении:

  • отсутствие социальной улыбки;
  • ребенок любит играть в одиночестве;
  • предпочтение самообслуживания;
  • затворничество;
  • гиперлексия;
  • плохой зрительный контакт;
  • отсутствие значимости общения;
  • жизнь в своем собственном мире;
  • отсутствие интереса к другим детям, или попытки установить контакт, но неадекватным способом;
  • игнорирование других людей;
  • вспышки гнева;
  • гиперактивность;
  • неспособность к сотрудничеству;
  • негативизм;
  • отсутствие умения играть с игрушками;
  • постоянное монотонное занятие с определенными вещами;
  • ходьба на цыпочках;
  • необычная сосредоточенность на определенных игрушках (малыш всегда носит с собой какой-то предмет);
  • разложение предметов в ряд;
  • неадекватная реакция на определенные материалы, звуки, изменения (гиперчувствительность);
  • особые движения.

Абсолютные показания для дальнейших исследований:

  • отсутствие выдаваемых звуков до 12 месяцев;
  • отсутствие жестикуляции до 12 месяцев;
  • отсутствие произношения слов до 16 месяцев;
  • отсутствие произношения предложений до 24 месяцев;
  • потеря любых языковых или социальных способностей в любом возрасте.

Проявления аутизма у 2-летнего ребенка

Признаки у каждого ребенка разные. С возрастом они могут измениться. Некоторые симптомы появляются, сохраняются в течение некоторого времени, затем исчезают. Тем не менее, у 2-летнего ребенка аутизм может происходить по-другому. Обычно он играет сам, не проявляет интереса к компании других. Он часами может находиться наедине с собой, его игры странные, часто повторяющиеся, сосредоточенные на деталях; он предпочитает определенные игрушки, еду, пути, наперед известный процесс, ритуалы. Смотря на человека, он больше интересуется его ресницами, губами, очками, чем визуальным контактом. Даже, если он смотрит в глаза, создается впечатление сквозного взгляда. Аутист более интересуется отдельными деталями, чем единым целым.

Его словарный запас очень низок или отсутствует вообще, для него характерна сопротивляемость любым изменениям в течение дня; он употребляет только конкретный вид пищи, ему нужна определенная рубашка, обувь, кепка. При нарушении стереотипа наступает плач, аффект, агрессия, иногда – самоповреждение.

Проявления аутизма у детей дошкольного возраста

При аутизме у детей дошкольного возраста их выразительное поведение может казаться окружающим очень странным. Ребенок думает, играет, говорит иначе, чем другие. Это проявляется стереотипами в игре, еде, общении. Иногда выразительной бывает даже его ходьба. В большинстве случаев, аутисту не хватает творчества, воображения. Он терпит неудачу в отношениях с другими детьми, не заинтересован в активном сотрудничестве. Если прервать его текущую деятельность, он реагирует неадекватно, эмоционально, может укусить, ударить.

Такой ребенок не понимает, не может выразить себя. При разговоре может проявляться эхолалия (повторение без понимания), больной имеет проблемы с ориентацией в пространстве и временном разделении, у него отсутствует способность поддержать разговор. Он редко задает вопросы, но если это случается, то часто повторяет их. В общении аутист больше обращается к взрослым, чем к сверстникам.

Младенец

Но следует иметь в виду, что существует множество форм аутизма с большим количеством индивидуальных проявлений. То, что типично для поведения одного человека, атипично для другого. При нормальных обстоятельствах в дошкольном возрасте ребенок должен уметь создавать и укреплять социальные связи, учиться у других, сотрудничать, развивать речь. Развитие детей с РАС происходит по-другому, поэтому своевременное распознавание симптомов может помочь родителям и детям найти способ понимания, обучения. Сегодня существует множество разработанных методических руководств и пособий, призванных помочь аутистам в повседневной жизни. Основа заключается в обретении максимальной независимости, включении в нормальную жизнь, минимизации социального разрыва.

Родители детей-аутистов могут использовать специальные консультации, дошкольные или школьные учреждения, предлагающие психологическую помощь.

Формы аутизма

Аутизм включает широкий спектр расстройств, относящихся к одному диагнозу. Расстройство имеет много проявлений, причем у каждого человека они разные. Современная медицина делит аутизм на отдельные формы.

Детский аутизм

Включает трудность в том, что человек слышит, видит, переживает, проблемы в общении и воображении. Причина, от чего бывает аутизм у детей, кроется во врожденном нарушении некоторых функций головного мозга; расстройство связано с нарушением ментального развития.

Атипичный аутизм

Применение этого диагноза целесообразно в случае, если расстройство не соответствует критериям для определения детской формы болезни. Он отличается тем, что не появляется до достижения ребенком 3-летнего возраста или не выполняет триаду диагностических критериев. У детей с нетипичным аутизмом в некоторых областях развития имеется меньше проблем, чем при классической форме расстройства, – могут проявляться лучшие социальные или коммуникативные навыки, отсутствие стереотипных интересов.

У этих детей развитие частичных навыков очень неравномерно. В отношении сложности лечения, атипичный аутизм не отличается от детского.

Синдром Аспергера

Характеризуется нарушениями коммуникации, воображения, социального поведения, которое противоречит разуму.

Социальные аномалии при этом синдроме не столь серьезны, как при аутизме. Основная особенность – эгоцентризм, связанный с отсутствием способности или желания взаимодействовать со сверстниками. Типичны для синдрома навязчивые особые интересы (например, изучение расписаний, телефонных справочников, просмотр определенных телевизионных программ).

Улыбка

Люди с синдромом Аспергера предпочитают самостоятельную деятельность, общаются особым образом. Для них характерно подробное выражение, общение только с объектом их интереса. Они обладают широким словарным запасом, запоминают различные правила или определения, удивляют точной и сложной профессиональной терминологией. Но, с другой стороны, не могут определить значение некоторых слов или правильно использовать их в предложении. Их речь имеет странную интонацию, темп ускоряется или замедляется. Голосовая речь может быть ненормальной, монотонной. Социальная наивность, строгая правдивость, шокирующие заметки, с которыми дети или взрослые обращаются к неизвестным людям, также относятся к характерным проявлениям синдрома Аспергера.

При расстройстве наиболее поражается грубая моторика, человек неуклюжий, ему бывает сложно научиться ездить на велосипеде, плавать, кататься на коньках, лыжах. Интеллект сохраняется, иногда он даже выше среднего.

Дезинтеграционное расстройство (синдром Геллера)

После периода нормального развития ребенка, длящегося как минимум 2 года, по неизвестным причинам происходит регрессия в приобретенных навыках. Развитие нормальное во всех областях. Это значит, что ребенок в 2-летнем возрасте говорит короткими фразами, обращает внимание на стимулы, принимает и инициирует социальные контакты, жестикулирует, для него характерна имитационная и символическая игра.

Начало расстройства проявляется в возрасте 2-7 лет, чаще всего, в 3-4 года. Ухудшение может быть внезапным, продолжаться несколько месяцев, чередоваться с периодами затишья. Ухудшаются коммуникационные и социальные навыки, часто с поведенческими расстройствами, типичными для аутизма. После этого периода может произойти повторное улучшение навыков. Однако, нормального уровня они больше не достигают.

Мама

Синдром Ретта

Впервые этот синдром был описан доктором А. Реттом в 1965 г. Расстройство встречается только у девушек, сопровождается серьезной ментальной недостаточностью. Это неврологическое заболевание. Причина – генетическая; недавно был обнаружен ген, отвечающий за нарушение дистального длинного плеча Х-хромосомы. Синдром характеризуется ранним развитием, в течение 6-18 месяцев. После 18-месячного возраста наблюдается период застоя и регрессии, в течение которого ребенок теряет все приобретенные навыки – как локомоторные, так и речевые. Наблюдается также замедление роста головы. Особенно характерна потеря функциональных движений рук.

Синдром Ретта – прогрессирующее заболевание, его проявления часто очень сложны, человек оказывается прикованным к инвалидному креслу или к постели.

Может ли аутизм сопровождаться другой болезнью?

Аутизм может сочетаться с другими нарушениями или инвалидностью психической и физической природы (умственная отсталость, эпилепсия, сенсорные расстройства, генетические дефекты и т.д.). Существует до 70 диагнозов, способных комбинироваться с РАС. Часто болезнь ассоциируется с проблемным поведением различной интенсивности.

Некоторые люди с аутизмом имеют только незначительные проблемы (например, отсутствие толерантности к изменениям), в то время, как для других типично агрессивное поведение. Кроме того, с аутизмом часто связана гиперактивность, неспособность сосредоточиться, выраженная пассивность.

Инвалид

Лечение

Основные способы существующей центральной терапии не основаны на знаниях этиологии заболевания. Аналогично умственной отсталости, аутизм считается неизлечимым расстройством, но при целевом лечении и специальных образовательных стратегиях в сочетании с поведенческой терапией, у людей с аутизмом может быть достигнуто значительное улучшение. Цели терапии можно разделить на 2 основные категории:

  • развитие или усиление задержанных или неразвитых коммуникационных способностей, социальных, адаптивных свойств;
  • нефармакологическое и фармакологическое воздействие на различные симптомы и синдромы.

Психотерапия

Ранняя диагностика и последующее психологическое вмешательство очень важны для дальнейшего развития аутичных детей; своевременное начало лечения значительно увеличивает шансы пациентов на включение в нормальную жизнь.

Работа с семьей: образование, обучение коммуникации, метод обратной связи

После постановки диагноза, в т.ч. определения степени аутизма и возможной умственной отсталости, родителям должна быть предоставлена ​​достаточная информация о соответствующем подходе, вариантах лечения, включая последующие рекомендации (обращение в региональные общественные ассоциации, организующие уход за больным с РАС, предоставление амбулаторного лечения).

Чтение

У многих пациентов неадекватные симптомы (агрессия, самоповреждение, патологическая фиксация на родителях, чаще всего, на матерях) могут усилиться вследствие неправильного подхода родителей к больному ребенку. Поэтому наблюдение за социальным взаимодействием аутиста с родителями, братьями и сестрами – это важная часть терапии. На основе наблюдений создается индивидуальный терапевтический план.

Целесообразно использование зеркала Гезелла, обеспечивающего непрерывное наблюдение за связью аутиста с родителями, возможность видеозаписи их взаимодействия. Один терапевт обычно работает с семьей в контролируемом помещении, другой наблюдает за зеркалом, записывает структурированную ситуацию. Затем оба специалиста совместно с родителями рассматривают отдельные части видеозаписи. Врачи указывают на возможные несоответствующие проявления родителей, потенцирующие неадекватное поведение их ребенка. Реконструкцию и практику желаемого взаимодействия с семьей необходимо проводить повторно. Речь идет о временно требовательном терапевтическом методе.

Индивидуальная терапия: поведенческие методы, логопедия

Индивидуальные подходы успешно используются для усиления развития вербальных и невербальных, социальных навыков, способности к адаптации и самопомощи, снижения неадекватного поведения (гиперактивность, агрессивность, самоповреждение, стереотипы, ритуалы).

Чаще всего используется положительное предрасположение, когда желаемое поведение, например, освоение определенного навыка, поддерживается вознаграждением, соответствующим уровню степени поражения (при тяжелом аутизме с умственной отсталостью используется поощрение лакомством, при умеренном расстройстве подходит вознаграждение любимым занятием, таким как просмотр мультфильма, высокофункциональные пациенты могут в качестве награды получить похвалу).

Нарушение речи – это частый повод для проведения обследования на аутизм. Интенсивная логопедия имеет хороший эффект у аутичных пациентов, но требует более индивидуального подхода, чем при других проблемах. Логопедическая терапия наиболее часто используется в сочетании с поведенческими методами.

Фармакотерапия

Известные на сегодняшний день препараты не влияют конкретно на основные симптомы аутизма (нарушения речи, коммуникации, социальная изоляция, нестандартные интересы). Лекарства эффективны только в качестве средств для оказания симптоматического влияния на неблагоприятные поведенческие проявления (агрессия, самоповреждение, гиперкинетический синдром, навязчивые, стереотипные ритуалы) и аффективные расстройства (тревожность, эмоциональная лабильность, депрессия).

Применяемые лекарства:

  • Нейролептики. Влияют на агрессию, самоповреждение, гиперкинетический синдром, импульсивность;
  • Антидепрессанты. Из группы антидепрессантов наиболее широко используются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС), их эффективность соответствует идее о роли серотониновой дисрегуляции в этиопатогенезе аутизма.
  • Психостимуляторы. Эти препараты положительно влияют на гиперактивность при аутизме. Преимущественно используется Метилфенидат, значительно снижающий гиперактивность при дозировке 20-40 мг в день, при этом, не ухудшая стереотипность.

Аутизм – пожизненное расстройство

Аутизм невозможно вылечить, это пожизненное неврологическое расстройство. Его проявления можно смягчить надлежащим подходом и специальным воспитанием. Существует и педагогическая помощь, использующая когнитивную поведенческую методологию, основанная на сочетании когнитивной и поведенческой психотерапии.

Люди с аутизмом могут хорошо функционировать в современном мире. Иногда они являются ценными работниками благодаря способности погрузиться в интересующую их тему, становятся экспертами в этой области. Самым важным фактором в достижении положительного результата является правильный подход, терпение, уважение и понимание со стороны окружающего мира.

Ссылка на основную публикацию