Легкая степень аутизма у детей

Легкая степень аутизма у детей

Аутизм – болезнь, при которой происходит нарушение социальной адаптации, психики и речевых навыков человека. Она может проявляться в разных формах. Если ее выявить на начальных стадиях, то шансы на благоприятный прогноз будут намного выше. Поэтому важно знать, в каком возрасте проявляется аутизм, и что он собой представляет.

Причины, классификация

Болезнь развивается на фоне нарушения слаженной работы компонентов головного мозга. Избавиться от аутизма полностью не получится, но при хорошем лечении можно рассчитывать на устранение большинства симптомов. Однако это относится только к легкой форме болезни, а при более серьезном ее развитии добиться положительных изменений будет очень трудно.

Причины

Столкнуться с аутизмом может каждый. Заболевание считается врожденным, но способно развиваться в разном возрасте, чаще всего оно проявляется именно в первые годы жизни малыша или в дошкольный период. Младенец не обладает ярко выраженными признаками аутизма, но выявление проблемы вполне возможно. Не исключены даже случаи появления болезни у взрослых. Точные причины до сих пор остаются предполагаемыми, т.к. сделать однозначные выводы о том, что именно вызывает аутизм, довольно тяжело даже для врачей с современным медицинским оборудованием.

Мама

К основным причинам относят:

  • Генетические изменения на этапе формирования плода;
  • Поражения нервной системы, вирусы, бактерии или инфекции;
  • Сбои гормонального фона, нарушение обмена веществ;
  • Отравление лекарствами, ртутью.

Считается, что даже вакцинация от различных заболеваний может спровоцировать развитие аутизма у ребенка. Из-за этого многие мамы винят врачей и отказываются от прививок для своих малышей. Но куда важнее понимать, бывает ли приобретенный аутизм. В большинстве случаев он является врожденным, но проявлять себя начинает спустя некоторое время. Поэтому никакой вины врачей в таком случае нет. Однако иногда болезнь все же имеет приобретенный характер, что никак не связано с вакцинацией, а точные причины ее развития неизвестны.

Классификация

Врачи классифицируют аутизм по нескольким критериям. Поэтому при постановке диагноза учитываются степени, которые так же называются стадиями, и виды заболевания. Они помогают максимально правильно подобрать способ лечения и описать симптомы пациента.

Степени характеризуют то, насколько сильно развита болезнь. Они могут переходить из одной в другую, что осложнит ситуацию. Всего их 4:

  1. Первая степень отличается полной отрешенностью ребенка от всего происходящего вокруг. Малыш не реагирует на нежность со стороны родителей, не испытывает дискомфорта от разных неудобств, не чувствует голода. Важной особенностью первой стадии болезни является негативное отношение к попыткам других людей взглянуть больному в глаза или прикоснуться.
  2. Вторая степень сопровождается негативным восприятием окружающего мира. Дети сужают круг общения, проявляют повышенную избирательность в выборе одежды, не приемлют вмешательства в их жизнь извне. Иногда они становятся агрессивными, что связано с влиянием внешней среды. Малыши с такой степенью могут часто повторять одни и те же слова.
  3. Третья степень относится к умеренным. Больной создает отдельный мирок, внутри которого есть только его интересы и самые близкие люди. Практически всегда его речь однообразна, он может постоянно повторять одну фразу, а также регулярно играть в избранную игру, не испытывая скуки. В некоторых случаях такие дети проявляют агрессию.
  4. Четвертая степень аутизма вызывает у больных немало трудностей, касающихся взаимодействия с окружающей средой. Дети с таким диагнозом очень ранимы, они стараются не общаться с людьми, избегают любых некомфортных ощущений. Некоторые при аутизме 4 степени ходят «на цыпочках». Такая форма считается легкой, но все равно сопровождается большим количеством проблем, которые вредят жизни, работоспособности и отношениям.

Дополнительно врачи выделяют несколько видов аутизма, которые помогают точнее описать болезнь. К ним относятся:

  • Синдром Каннера – характеризуется избеганием общения и слабым развитием речи;
  • Синдрома Аспергера – отличается отказом от разговоров с людьми и плохой мимикой;
  • Синдром Ретта – сопровождается забывчивостью и пассивностью, а также неразвитой речью;
  • Атипичный аутизм – проявляется у взрослых, вызывает тяжелые симптомы с поражением мозга.

Последняя форма наиболее опасна, т.к. может приводить к тяжелейшим осложнениям, которые порой становятся причиной летального исхода. Приобретать такую болезнь страшно любому человеку, что заставляет следить за здоровьем не только ребенка, но и за своим.

Примерно у 1% населения есть аутизм. Мальчики с ним сталкиваются чаще (2%), девочки же могут заболеть с меньшей вероятностью (0,5%).

Симптомы

Выражаться аутизм может по-разному. Все зависит от его вида, а также возраста и индивидуальных особенностей больного. Чаще всего родителям удается заметить признаки болезни у ребенка на ранних стадиях, что помогает своевременно начать лечение, избежав осложнений. Большое значение имеет опыт врача, т.к. иногда аутизм можно спутать с другими нарушениями нервной системы или психики человека.Малыш

Симптомы следующие:

  • Проблемы с речью. Нарушения речевой функции могут быть как незначительными, так и очень серьезными. Чаще всего малыши издают одни и те же звуки, при взрослении их словарный запас очень скуден, а в трехлетнем возрасте они не способны полноценно совмещать слова. Многие аутисты постоянно повторяют одинаковые фразы, а некоторые практически всегда молчат.
  • Нехватка эмоциональной связи. Дети не смотрят в глаза другим людям, а при попытке сделать это со стороны окружающих начинают раздражаться. Они лишены проявления любви, не хотят родительской ласки, не воспринимают близких, иногда даже не замечают, как кто-то с ними пытается заговорить.
  • Низкая социальность. Присутствие других людей вызывает у больного ребенка сильный дискомфорт с тревогой. Поэтому иногда он может просто убежать, когда кто-то попытается с ним пообщаться. Большинство таких детей не играют со сверстниками и не имеют друзей. Как правило, они закрыты, предпочитают быть в одиночестве, а также избегают любых связей. Особенно сильно это заметно при первой степени аутизма у старших детей, которые уже пошли в школу.
  • Однообразие. Склонность повторять одни и те же фразы связана не только с нарушением речи, но и с однообразием поведения. Дети склонны выполнять одинаковые действия вновь и вновь, не привнося в них ничего нового. Какие-либо перемены у них вызывают серьезный стресс, они становятся раздражительными или плаксивыми.
  • Отсутствие интереса. Ребенок не проявляет никакой заинтересованности к каким-либо явлениям, ему не хочется играть, он не способен применять абстрактное мышление. Иногда аутист может заинтересоваться игрой, причем играть он будет в нее постоянно, а другие вещи для него останутся все так же безразличны. Возможны ситуации, когда ребенок использует игрушку не по назначению. Например, играет только с одним из ее элементов.
  • Агрессия. Даже небольшой стресс или расстройство способны привести к внезапной вспышке агрессии у такого ребенка. Очень часто от них можно услышать крики, недовольство всем и всеми. Иногда аутисты злятся даже на себя. Они могут быть опасны, т.к. при такой вспышке способны нанести физический вред окружающим.
  • Физиологические отклонения. У некоторых детей с аутизмом может появиться ряд физиологических проблем, которые еще больше мешают жизни. Возможны судороги, нарушения в работе ЖКТ, сбой функционирования поджелудочной, а также снижение иммунитета.

Любые проявления этой болезни очень неприятны. Даже при легкой степени тяжести ребенок может испытывать невероятно большое количество трудностей на своем пути. Поэтому крайне важно заниматься лечением, стараясь свести симптомы к минимуму.

Хуже всего приходится подросткам – в этом возрасте симптомы болезни максимально выражены и могут проявляться внезапно.

Диагностика, лечение

Перед началом лечения любой стадии аутизма у детей требуется обязательно пройти все диагностические процедуры, чтобы точно убедиться, что у ребенка есть это заболевание. Особую важность имеет его дифференцирование с другими болезнями, т.к. иногда симптоматика схожа с иными нарушениями в организме. Известны случаи, когда аутист получал лечение, которое приносило больше вреда, чем пользы.

Диагностика

Первыми способами диагностики, позволяющими распознавать аутизм, являются опрос и наблюдение. Для этого врач побеседует с малышом, постарается выявить особенности его поведения или движений. Также очень важно, чтобы родители смогли максимально четко описать проблему, рассказав о том, что видели лично.

После этого можно приступать к проведению специальных тестов. Они показывают состояние психики и интеллекта, а также помогают определять наличие иных отклонений, свойственных другим заболеваниям. Среди таких тестов:

  • Опросник для детей;
  • Тест на когнитивные навыки;
  • Тест на аутизм;
  • Тесты на различные расстройства.

Если после их проведения подозрения на аутизм останутся, то врач назначит применение других методов диагностики. Они покажут физическое состояние организма, на котором будут заметны отклонения при наличии аутизма. Наиболее эффективны следующие процедуры:

  • УЗИ головного мозга;
  • Электроэнцефалография;
  • Осмотр сурдолога.

Когда все процедуры будут завершены, врач сможет сделать точное заключение. Сразу же ребенку будут выписаны все необходимые лекарства, а родителям выдадут ряд рекомендаций. При это очень важно уделить внимание выявлению других патологий, чтобы исключить побочные эффекты, связанные с терапией.

Лечение

С помощью применения лекарственных препаратов получится смягчить симптомы болезни, сделав жизнь ребенку несколько проще. Но стоит понимать, что избавиться от нее полностью не получится даже при сильном желании. Проще всего подавить лекарствами агрессию, апатию, замкнутость, а также простимулировать работу мозга, что очень важно при таком недуге.

Книги

Назначения для каждого ребенка индивидуальны. Вариантов лечения может существовать очень много, т.к. все зависит от желаемого эффекта, возраста и здоровья малыша, течения болезни, а также возможных рисков, связанных с приемом некоторых препаратов.

В большинстве случаев врачи назначают 4 группы препаратов:

  1. Ноотропы. Они улучшают работу мозга, повышая его активность. Ребенок начинает показывать более высокий интеллект, ему проще общаться с людьми, а в жизни остается намного меньше проблем. «Ноотропил», «Пирацетам», «Пикамилон» – самые популярные таблетки для лечения аутизма.
  2. Нейролептики. Средства этой группы снимают напряжение, избавляют от агрессивных мыслей, а также просто успокаивают ребенка. Они могут даже частично влиять на мозг, стимулируя его работу. Чаще всего применяют лекарство под названием «Рисполепт». Оно довольно безопасно, а побочные эффекты возникают крайне редко.
  3. Антидепрессанты. Если ребенок часто находится в подавленном настроении, отказывается от взаимодействия с окружающими, не проявляет какой-либо заинтересованности, то нужно прибегнуть к препаратам этой группы. Они снимут все подобные симптомы. Стоит обратить внимание на «Флуоксетин». Это не детский препарат, но может быть применим в пониженной дозировке при разрешении врача.
  4. Транквилизаторы. Назначают их не так часто, т.к. они могут негативно влиять на нервную систему малыша. Их главным действием является избавление от вспышек агрессии, что также помогает защитить окружающих и самого ребенка от нанесения физических увечий.

Легкая степень аутизма у детей может быть частично подавлена даже простым приемом витаминно-минеральных комплексов. Они нормализуют работу мозга, улучшают обмен веществ, а также защищают нервную систему от негативного воздействия.

Если врач говорит, что можно обойтись без приема лекарств, то стоит к нему прислушаться. Без необходимости применять их не стоит, т.к. они могут навредить здоровью.

Рекомендации

Лечить болезнь можно с помощью иных средств. Они показывают высокую эффективность, помогая устранять проявления аутизма. Однако не нужно ждать больших результатов при серьезных симптомах, т.к. на высших стадиях заболевания воздействовать на него практически невозможно. Тем не менее пробовать стоит.

Можно воспользоваться следующими вариантами:

  • Когнитивно-поведенческая терапия;
  • Тренинги социального взаимодействия;
  • Центры обучения для детей с аутизмом.

Дополнительно следует воспользоваться простыми рекомендациями, которые касаются повседневной жизни ребенка, чтобы нормализовать его состояние. Выполнять лучше всего каждую из них:

  1. Нормализовать питание. Наполнить рацион полезной пищей, исключить вредные продукты, молоко, сою, соду и сахар.
  2. Составить распорядок дня. У малыша должно быть привычное расписание, при котором основные дела происходят в одинаковое время. То же касается отправления ко сну.
  3. Отказаться от резких перемен. Постараться не устраивать перестановки, не переезжать в другие квартиры, а также не изменять внезапно распорядок дня.
  4. Наладить контакт. Общаться с малышом, проявлять терпение, быть с ним ласковыми, заботливыми, никогда не ругаться.
  5. Следить за деятельностью. Нужно избегать переутомления, но при этом важно поощрять все, к чему малыш проявляет интерес.

Если есть возможность, то стоит привлечь ребенка к спортивным тренировкам. Физическая активность положительно сказывается на общем состоянии организма.

Даже при отсутствии результата сдаваться не стоит – положительные изменения могут произойти в любой момент.

Аутизм – приговор?

После того как удалось выявить аутизм у ребенка, следует сразу позаботиться о лечении и выполнении всех рекомендаций. При правильном подходе к проблеме получится избавиться от ряда симптомов, а также улучшить состояние больного. Иногда можно практически полностью нормализовать работу его мозга. Поэтому не стоит переживать – гораздо правильнее будет начать действовать.

Ссылка на основную публикацию