Виды гимнастических упражнений для развития памяти

Виды гимнастических упражнений для развития памяти

Многие жалуются на плохую память, считая это неразрешимой проблемой. Но на самом деле улучшить память можно, причем в любом возрасте, стоит только захотеть. Для этого используются самые разные упражнения и методики. Это могут быть как популярные мнемотехники и игра в ассоциации, так и пальчиковая гимнастика для развития памяти у взрослых и детей.

Как работают пальчиковые игры и упражнения?

Зарядка для пальчиков очень важна для развития памяти и мышления. Человеческую нервную систему можно сравнить с автострадой, на которой разрешено двухстороннее движение. Мозг передает телу информацию, но и сам создан для того, чтобы брать у него определенные данные. Поэтому для того, чтобы добиться боле продуктивной работы интеллекта, нужно подключать к решению этой задачи тело.

Причем рекомендуется больше внимания уделять тем частям тела, которые менее активны в обычное время. Например, если человек правша, следует больше нагружать левую руку, и наоборот. Важно также учиться слышать свои ощущения. Они составляют важную часть памяти и помогают запоминать какие-то важные события или действия.

Пальчиковая гимнастика, изначально разрабатывавшаяся для развития памяти и речи, помогает за счет таких упражнений создавать новые нейронные связи в человеческом мозге. Благодаря этому не только улучшается запоминание информации, но ускоряются все мыслительные процессы, и через какое-то время взрослый человек выходит на новый уровень эффективности в своей карьере. Детям же это помогает в учебе, ведь сегодня даже младший школьник ежедневно сталкивается с огромными объемами информации.

ПалецПальчиковая гимнастика для взрослых

Сегодня большая часть упражнений построена на методе «нейробики», разработанной Лоуренсом Катцом. Все они сделаны так, чтобы улучшить не только память, но и концентрацию. В первый раз может не получиться, но потом проблем быть не должно. Например:

  • левой рукой надо показать фигу, а правой одновременно изобразить значок «лайк» (при этом поднимают большой палец вверх). Затем руки меняют, стараясь не сбиться;
  • распрямить ладонь левой руки, поставить сверху сжатый кулак правой. Теперь нужно быстро поменять руки, и повторить это несколько раз. Кулак всегда должен оставаться сверху;
  • сидя за столом, кулаком правой руки нужно стучать по столешнице, а ладонью левой — поглаживать поверхность, затем руки быстро меняют.

Каждое упражнение выполняют как минимум по 14-15 раз, и делать их нужно каждый день.

Для детей

Зарядка с пальчиками для развития памяти может проводиться с самого раннего возраста, когда ребенок еще не умеет говорить и даже толком не ходит. Такая гимнастика становится стимулом для развития мозга, в первую очередь – речи. Гибкие и подвижные пальцы и кисти рук помогут в дальнейшем подготовить руку к письму. Но в целом развитие мелкой моторики, в том числе и пальчиковая гимнастика, нужны не только для формирования красивого почерка, но и для активизации работы мозга. Такие упражнения показывают, как надо фокусировать внимание. Малыш сможет не просто запомнить, какие движения делают при этом руки, но и выучит последовательность их выполнения.

Одной только пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики недостаточно. Можно выбирать мелкие предметы из емкости, заполненной фасолью или желудями, нанизывать бусины, собирать игрушки-сортеры. Дети постарше могут учиться завязывать морские узлы.

Постепенно гимнастика для развития памяти будет усложняться. Начинается все с того, что взрослый сам двигает руками малыша и одновременно проговаривает стишок, скороговорку или потешку. Постепенно ребенок сам двигает пальчиками, а взрослый только произносит слова. А через какое-то время малыш сможет самостоятельно и проговорить стишок, и выполнить упражнение.

Начинать нужно с всегда с разминки. Взрослый должен несколько минут поглаживать пальчики и ладошки малыша для улучшения кровообращения. Затем нужно выбрать два или три упражнения-игры. Через неделю их надо будет заменить другими, потом опять к ним вернуться.

Руки

Активизируют речевой центр и память любые пальчиковые игры, но начинать нужно с самых простых. Надо чтобы ребенок учился сжимать и разжимать кулачки, мог барабанить по столу кончиками пальцев, надавливать на столешницу ладонями. Следует показать ему, что это игра, и все занятия преподносить именно в такой легкой форме.

Например, можно поиграть в «Зоопарк»: постучать рукой, сжатой в кулак, по столу («Вот пришел большой слон»), потом пройтись по столешнице кончиками пальцев (а это — «пришла цапля»), помахать ручками («прилетели голуби»), сделать волнистое движение ладонью («прополз уж»).

Еще несколько вариантов физкультуры для пальцев:

  • упражнение «Очки». Большие пальцы на левой и правой руке складывают с остальными так, чтобы получились «кольца», которые подносят к глазам наподобие бинокля. Только этот оптический прибор ребенок еще не видел. А вот очки, особенно если в доме живет пожилой человек — неоднократно, так что малыши, и так любящие копировать взрослых, с удовольствием выполнят задание;
  • упражнение «Стул». Поднять правую ладонь вертикально, вытянув пальцы вверх, это будет спинка «стула». К ней надо приставить сидение — левый кулачок. Можно проговорить простенький стишок: «Сложишь так свои ладошки и увидишь стул на ножках»;
  • упражнение «Стол». Левую руку складывают в кулачок, это будет ножка «стола», затем ее накрывают ровной правой ладонью — это «столешница». Можно придумать стихи про стол;
  • упражнение «Заяц». Следует сложить пальцы в кулак, выставив вверх средний и указательный. Ими нужно подвигать, изображая ушки зайца. И, конечно, стоит сопроводить действие стихами «Посмотри — два пальчика, словно ушки зайчика».

Школьнику такие упражнения уже неинтересны. Но он может осваивать «театр теней», изображая волка, кошечку или птицу, выполнять приведенные выше упражнения для взрослых.

Упражнения для тренировки памяти не ограничиваются пальчиковой гимнастикой и развитием мелкой моторики. Нужно придумывать и другие игры — например, прятать кубик или другую любимую игрушку так, чтобы ребенок мог запоминать все потенциальные варианты «тайников», разрабатывать музыкальную и тактильную память.

Ежедневные занятия помогут ребенку лучше запоминать любую информацию, что очень важно для дальнейшего обучения.

Ссылка на основную публикацию