Упражнения для развития эмоционального интеллекта у детей и взрослых

Упражнения для развития эмоционального интеллекта у детей и взрослых

Современные технологии и профессиональные сферы с каждым днем повышают требования к управленческим способностям. Каждому человеку нужно глубокое знание своей рабочей области, хорошие организационные, презентационные навыки. Другим важным атрибутом является эмоциональный интеллект (ЭИ) – способность распознавать собственные чувства, выражать их, воспринимать, понимать окружающих людей, отношения между ними. Эмоциональный интеллект необходим для установления и поддержания межличностных отношений, что важно для успешной работы. Поэтому современные специалисты разработали некоторые, в т.ч. игровые, методики развития эмоционального интеллекта.

Понятие эмоционального интеллекта

Концепцию эмоционального интеллекта разработал в 1990-х годах американский психолог Даниэл Големан. Эмоциональный интеллект – это способность управлять своими эмоциями, сопереживать другим. С ЭИ работает не только психология, но и персоналистика, менеджмент. Для успешности в межличностных отношениях надо четко осознавать собственные эмоции, чувства других людей, действовать соответственно. Рассмотрим несколько шагов, которые включает в себя техника развития эмоционального интеллекта. Они подходят для взрослых людей и старших подростков.

Лица

Осознайте свои эмоции

Научитесь распознавать возникновение определенной эмоции (гнев, жалость, паника, страх и т.д.) в момент ее создания. Этот прием – первый шаг к поддержанию эмоций под контролем.

Контролируйте негативные эмоции

Наиболее важная особенность развитого ЭИ – это способность контролировать негативные эмоции так, чтобы они не влияли на принятие решений. Чтобы изменить эмоции, которые вызывает определенная ситуация, нужно изменить способ мышления.

Ментальные упражнения на развитие эмоционального интеллекта у взрослых основаны на мышлении, владении своими эмоциями. Если чье-то поведение вызывает негативные чувства, постарайтесь на мгновение сделать паузу, подумайте о том, что происходит на самом деле. Пример: кто-то не берет трубку или не перезванивает. Но это не обязательно означает, что он вас игнорирует. Человек может быть занят. Прежде чем делать поспешные выводы, рассмотрите все варианты.

Сохраняйте спокойствие даже, находясь под давлением

Большинство людей в личной и трудовой жизни испытывают стрессовые ситуации. Способ управления стрессом тесно связан с реакцией на ситуацию – реактивной или проактивной. Если вы оказываетесь под давлением, самое главное – сохранение спокойствия.

Если вы нервничаете, промойте лицо холодной водой, вдохните свежий воздух. Избегайте кофе и других кофеиновых напитков. Холод помогает уменьшить нервозность, в то время как кофеин поддерживает ее.

Вовлекайте чувства с пользой для достижения успешных целей

Важно научиться откладывать удовлетворение, вовлекать разум, не действовать опрометчиво под влиянием возбужденных эмоций. К примеру, вам нравится новый автомобиль, вы хотите владеть им прямо сейчас, следовательно, подписываете невыгодный лизинговый договор прямо в автосалоне, не консультируясь ни с кем. Научитесь приглушать эмоции, думать.

Будьте отзывчивы к эмоциям других людей

Эмпатия (способность сопереживания) развивается с растущим эмоциональным самосознанием, позволяя определять, чего хотят другие. Ее формирование начинается в раннем детстве, происходит одновременно с развитием эмоционального интеллекта в течение жизни.

Руки

Освойте искусство межличностных отношений

Речь идет о развитии и применении эмпатии, потому что удовлетворительные межличностные отношения во многом зависят от того, способен ли человек сопереживать эмоциям других людей, приспосабливаться к их действиям. Однако эмпатия и самоконтроль не могут гарантировать моральное использование эмоционального интеллекта. Многие люди хорошо знают, чего хотят другие, но могут применять это сознание в эгоистических целях, например, использовать чувство одиночества других людей, войти к ним в доверие, контролируя проявления своего эгоизма. Тренировка эмоционального интеллекта включает приглушение эгоистических проявлений в самом их начале.

Будьте настойчивы

Иногда бывают случаи, когда необходимо стоять на своем, дать понять другим свою позицию. Это может быть ситуация, когда нужно сказать «нет», не чувствуя себя виноватым, или выразить свою неприязнь к ситуации.

Люди

Если вы с чем-то не согласны, постарайтесь не начинать предложение с местоимений, например: «Вы обещали…», «Вы сказали…». Слушатель автоматически принимает оборонительную позицию. Напротив, попробуйте использовать путь XYZ, дающий другому человеку информацию из трех областей:

  • X – что я вижу;
  • Y – что я чувствую;
  • Z – каковы последствия.

Например: «Я вижу, что мое предложение было отклонено без какого-либо обсуждения. Я чувствую, что мои идеи не ценятся. Это демотивирует меня».

Будьте проактивны

Иногда приходится иметь дело с очень трудным человеком, который имеет тенденцию опускать ваше настроение ниже точки замерзания. Хорошее средство противостояния – это постоянное напоминание о том, что люди ведут себя неподобающе из-за собственных проблем, которые не имеют к вам никакого отношения. Но как оставаться проактивным, не действовать реакционно?

Для этого важно тренировать терпеливость. Ничего не говорите, пока бушует гнев, можете пожалеть об этом позже. Глубоко вдохните, в уме сосчитайте до 10 или сконцентрируйтесь на другой вещи. Хорошо представить себя в положении другого, например: он только что вернулся со встречи, где решались плохие экономические результаты.

Эмоциональный интеллект и дети

Самый простой способ проверить, насколько важны и естественны эмоции, – наблюдать за детьми, их поведением. Ребенок спонтанно показывает веселье, грусть, счастье, волнение, он не стыдится чувственных проявлений, не пытается их подавить. В порыве гнева он легко толкнет друга. Если ему кто-то нравится, он не стесняется публично проявить симпатию.

Однако, взрослые часто подавляют эмоции из-за глубоко укорененных предрассудков, связанных с определенными эмоциями. Самые известные примеры: «Мужчины не плачут», «Гордость предшествует падению». Женщины часто используют плач для манипуляции другими. Если вы этому верите, то знаете, что некоторые эмоции плохие, поэтому стараетесь их подавить. Но важно понимать, что все они имеют положительный смысл, поэтому важно в достаточной степени владеть ЭИ.

Эмоциональный интеллект – это способность человека наслаждаться жизнью, преуспеть в ней, используя разные жизненные переживания. В результате это означает понимание того, что эмоции должны формировать мысли и действия в позитивном ключе, а не так, чтобы за них приходилось стыдиться и подавлять.

Мальчик

Для максимального успеха целесообразно применять разные способы развития эмоционального интеллекта с самого раннего возраста.

Как можно играть с эмоциями?

Универсального пособия для правильного образовательного стиля нет, также нет четкого руководства по воспитанию уверенного в себе, успешного, полноценного взрослого человека, полностью ответственного за свою жизнь. Однако есть несколько способов развития эмоционального интеллекта, занятий для работы с эмоциями, методов, как научиться их распознавать. С другой стороны, необходимо осознать, что иногда необходимо корректировать их так, чтобы мочь функционировать в обществе.

Создайте новый ритуал

Вместе с ребенком поговорите о том, что произошло в течение прошедшего дня. Позвольте говорить ребенку, слушайте терпеливо. Называйте эмоции. «Я был(а) рад(а), увидеть картинку, которую ты нарисовал(а) для меня в детском саду». Начните с простых выражений (гнева, радости), перейдите к более сложным эмоциям, таким как волнение, одиночество, благодарность. Задавайте ребенку открытые вопросы, старайтесь избегать перенасыщения сложными оборотами. Слушайте без оценки и большого количества слов «Почему?». Такой ритуал может стать постоянной частью распорядка дня. Его можно применять для любой возрастной категории – для младших детей, дошкольников и даже подростков.

Попробуйте применить этот метод на себе – попытайтесь назвать и проанализировать свои эмоции, возникавшие в течение дня. Вы наверняка обнаружите чувства, переживание которых ранее не осознавали.

Мама

Регулируйте эмоции, но в меру

Сколько раз ребенок прибегал к вам и второпях, задыхаясь, пытался объяснить причину своего энтузиазма? В этот момент остановите его. Попросите 2-3 раза вдохнуть, а затем рассказать свою историю. Ребенок утихомирит мысли, сможет лучше обращаться с чувствами.

Локализуйте эмоции

Задание заключается в определении места на теле, где ребенок чувствует эмоции. Хорошо называть ее, ассоциировать с физическим проявлением. Так она обретет практически физический образ. Если у малыша получится это сделать, пусть он опишет, что чувствует (тепло, холод, мягкость). Положите ладонь на указанное место, попытайтесь «схватить» эмоции. Отрицательные чувства можно сдуть как пушинку.

Играйте в эмоциональную пантомиму

Эта игра подходит для школьников (для маленьких детей она сложная). Каждая эмоция несет с собой физическое проявление. Разделите чувства между детьми, пусть они играют в эмоции, показывают их.

Игрушки

Как уже было сказано, дети часто испытывают эмоции, но работать с ними не всегда легко. Это требует участия большего количества чувств и, по возможности, ясных примеров. Хороший вариант – сказки. Могут помочь яркие плюшевые игрушки, цветом выражающие индивидуальные эмоции. Дети могут брать их с собой в разные места (к врачу, на детскую площадку, в детский сад).

В заключение: важность семейного примера

В том, насколько успешным и эмоционально интеллигентным будет человек, важную роль играет опыт с детства, эмоционально открытая семья, воспитание ребенка, направленное на легкое выражение своих и чужих чувств. В эмоционально закрытой семье чувственные проявления часто блокируются, о них не говорят. Они даже считаются слабостью. Это большая ошибка. Независимость, пропорциональная возрасту, способность решать проблемы – это основной фактор развития эмоционального интеллекта.

Ссылка на основную публикацию