Как развить память ребёнка посредством заучивания стихов

Как развить память ребёнка посредством заучивания стихов

Хорошая память – залог эффективного обучения и в дальнейшем успешной карьеры. Развивать ее можно и нужно в любом возрасте. Лучше начать это делать как можно раньше.

Мы расскажем как развить способность запоминать любую информацию и как правильно учить стихи для развития памяти.

С раннего возраста самый эффективный способ развивать свою память – учить стихи. Так можно не только научиться лучше запоминать, но и тренировать мышление, развивать мозг, интеллект. Разучивание стихов относится к классической методике. Этот метод имеет высокую эффективность. Он поможет запоминать любую информацию. Данной методикой могут достаточно быстро овладеть как взрослые, так и дети. Стихи, развивающие память, можно легко подобрать для ребенка любого возраста. Главное – знать некоторые закономерности и учитывать их.

Используя детские стихи для развития памяти, можно систематично и целенаправленно развивать мышление. Как утверждают ученые, можно ежедневно заучивать лишь по несколько строк, чтобы достичь поразительных результатов.

Как же это работает? Все дело в особенностях человеческого мозга. Во время заучивания активизируются отдельные его зоны, включаются биохимические процессы. Мозг при этом отлично тренируется – появляются новые связи между нейронами. Эти связи крайне устойчивы и сохраняются на всю оставшуюся жизнь. Это хороший способ улучшить биохимические реакции в клетках мозга, повысить характеристики обучаемости.

Девочка

С какого возраста начать

Стихотворения для развития памяти можно учить в любом возрасте. Многие родители стремятся развивать мышление, память своих малышей, но не знают, когда лучше начать, какие стихи учить для тренировки памяти, сколько строк нужно выучивать ежедневно. По мнению возрастных психологов, начинать такие тренировки следует с того момента, как вы заметили, что ребенок уже осознанно общается, разговаривает. Уже в два – два с половиной года можно начинать регулярные занятия. Они ускорят развитие малыша, помогут ему лучше усваивать потоки информации.

Очень важно начать именно в раннем возрасте. Это уникальный период, когда мозг развивается особенно быстро, происходит бурное формирование памяти ребенка. В этом возрасте он запоминает особенно успешно, схватывает все буквально на лету. Если заниматься ежедневно всего по 15-20 минут, можно сформировать хорошую память и развить мышление.

Какое стихотворение лучше выбрать

Итак, вы решили вплотную заняться развитием своего крохи. С чего же лучше начать? Есть ли список рекомендованных поэзий? Какой стишок стоит выбрать в первую очередь, чтобы добиться достойного результата?

Тренировка должна быть дозированной. Нельзя перегружать ребенка! Важно, чтобы малыш не переутомлялся, иначе есть риск получить обратный эффект. Можно разучивать всего по 2-3 строчки в день. Это займет минимальное количество времени. Помните, что малыши 2-3 лет не могут подолгу заниматься одним и тем же видом деятельности.

Чтобы выбрать удачное стихотворение, стоит учитывать такие рекомендации:

  1. Ребенок должен понимать смысл стихотворения, которое подобрал родитель. Содержание должно быть максимально простым и понятным для малыша. Обязательно учитывайте возрастные особенности крохи, его психическое развитие. Малыши в 2-3 года еще не способны понять абстракции, они мыслят конкретными образами. Им будет интересно разучить стихотворение о животном, насекомом, игрушке и т.д.
  2. Постарайтесь найти стихотворение, которое звучит красиво, характеризуется мелодичностью. Его содержание должно быть максимально интересным для малыша.
  3. Избегайте разных сложных конструкций. Подбирайте те поэзии, в которых слова просты и понятны, их легко выговорить.
  4. Многолетняя практика позволила психологам и педагогам выделить поэтов-фаворитов, стихи которых максимально доступны для самых маленьких. Среди них такие известные авторы, как К. Чуковский, Агния Барто. В младшем школьном возрасте можно разучивать стихотворения А. Пушкина, Н. Некрасова, М. Лермонтова, С. Есенина.

Что такое мнемостих

Есть специальные стихи, которые составлены специально для тренировки памяти. Для их запоминания применяется мнемонический принцип. При этом в памяти можно сохранить сложную последовательность, информационный кластер, список, а в нужное время извлечь информацию.

Даже если учить обычные стихотворения, память улучшится, а мозг привыкнет обрабатывать информацию.

Для улучшения этого процесса стоит помнить такие советы:

  1. Мнемостих – это профессиональный прием «запоминальщиков». Он основан на правилах мнемоники – совокупности приемов, способов запоминания. Это может быть техника «акроним», «история», «мнемофраза» и т.д. Например, мнемостихи используют в лингвистике, чтобы запомнить правило.
  2. Стимулировать мозг можно при помощи разрешенных медицинских препаратов. Они повышают жизнеспособность нейронов, препятствуют окислительным реакциям, стимулируют кровообращение в мозге, укрепляют сосудистые стенки, препятствуют появлению тромбов, улучшают прохождение сигнала от нейрона к другим. Чаще всего это природные растительные комплексы. Чтобы добиться устойчивого результата, их следует принимать не одноразово, а систематично. По поводу их использования обязательно нужно посоветоваться с педиатром или терапевтом.

Возрастные особенности

Запоминание стиха взрослым и ребенком будет отличаться. Ребенку должны быть знакомы и понятны большая часть слов. Тогда обучение для него станет увлекательным занятием. Сначала он запоминает, а потом цитирует.

Теперь выясним, как подбирать стихотворения для малышей дошкольного возраста, школьников, а также взрослых.

3-4 года

Детям этого возраста нужно предлагать активные стишки, в которых много глаголов, существительных, конкретных величин (предметы, игрушки, люди, животные и т.д.). Их будет легче и интереснее заучивать, мышление, речь станут развитыми, тренированными.

Отдельное место занимают считалки. Их очень легко разучивать, они имеют практическую направленность – могут потом использоваться в ходе игр. Дети очень любят их заучивать. Это хороший способ тренировать память, речь, мышление.

Мальчик

4-5 лет

В этом возрасте продолжается совершенствование мыслительных процессов, речи. Текст может усложняться, в него вводятся уже не только конкретные величины, но и абстрактные. Важно включить мотивацию. Малыш должен знать, для чего ему нужно изучать произведение. Объясните ребенку, что стишок он учит, чтобы порадовать бабушку, дедушку, друзей, воспитательницу и деток в детском саду. Ребенку будет интереснее, если преподнести чтение наизусть, как роль в определенной сценке.

6 лет

Изучение может углубляться. Произведения можно выбирать более объемные, с усложненным смыслом. Перед заучиванием стоит обсудить с ребенком содержание произведения, задать ему наводящие вопросы.

6-7 лет

Стихи для развития памяти у детей 7 лет уже могут затрагивать абстрактные образы, понятия. В этом возрасте развивается логическое мышление, а заучивание становится аналитическим. Можно предложить ребенку додумать, что будет дальше в стихе с таким предложенным началом.

Чадо

Подростки и взрослые

Когда стихотворения разучивают взрослые, возникает парадокс – легче учатся произведения с простым естественным слогом, а лучше способны развивать память более сложные и неудобные в заучивании поэзии. Удобные произведения стоит учить для увеличения списка заученных стихов, а неудобные – для тренировки мозга, улучшения памяти, внимания. Среди последних можно выбирать поэмы Пушкина, Лермонтова.

Подросток

В пожилом возрасте заучивать особенно сложно. Память теряет свою гибкость, оперативность.

Хитрости

Один из самых эффективных методов для укрепления памяти – обычное заучивание стихов.

При заучивании стихов можно использовать такие хитрости:

  1. Рифмы позволяют выстраивать нейронные связи.
  2. Эмоциональная направленность произведения поможет легче включить в мозге процессы запоминания.
  3. Благодаря образности можно создать ассоциативные параллели.
  4. Не стоит зазубривать произведение, важно запомнить его осознанно.
  5. Можно скачать на телефон сразу много стихов разной тематической направленности. Составьте своего рода сборник, в который включите хорошие и интересные именно для вас, вашего ребенка, произведения.
  6. Если сложно учить обычные стихи, можно заменить их частушкой или считалкой. Их легче запомнить.

Хитрости

Вывод

Чтобы тренировать мышление, память, не нужно тратить много времени. Несколько заученных строк в день помогут улучшить эти способности, создать стойкие нейронные связи. Несложные упражнения для заучивания улучшат мозговую деятельность в любом возрасте.

Помогайте ребенку читать стихи выразительно, осознанно. Он должен понимать, о чем идет речь, тогда произведение будет ему интересно, а чтение его станет увлекательным занятием. Даже короткое четверостишие способствует развитию навыков обучения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector