Минимальная мозговая дисфункция у детей (код по МКБ-10 – G96.9) – это термин, обозначающий сочетание разнообразной симптоматики, основанной на структурных изменениях ЦНС. Эти изменения отклоняются от нормы, кажутся необычными и странными. Синоним расстройства – легкая детская энцефалопатия (ЛДЭ) или специфические нарушения обучения и поведения (СНОП).
Текущее современное название – СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Причины
Причины малой мозговой дисфункции (ММД):
- генетические влияния;
- проблемы со здоровьем матери при беременности;
- тяжелые роды;
- энцефалит (подкорковый, корковый, мозжечковый, стволовой);
- раннее детское бессознательное состояние;
- травмы с поражением медиобазального или мезенцефального отдела головного мозга;
- диэнцефальный синдром;
- влияние питания.
Продукты, поддерживающие гиперактивность, усталость, расстройства поведения и активность у детей:
- пища, содержащая красители и искусственные ароматизаторы (их много, большинство производится из каменноугольной смолы);
- обычные пищевые компоненты (в химически обработанных фруктовых соках, шоколаде, готовых хлопьях и т.п.);
- различные лакомства (десерты, мороженое, орехи, молоко);
- трудно перевариваемые продукты (яйца);
- простые сахара (торты, конфеты, шоколад, мороженое, печенье).
Иногда при диагнозе ММД присутствуют зрительные нарушения – астигматизм, амблиопия и др.
Симптомы
Минимальная мозговая дисфункция у детей проявляется следующими симптомами:
- синдром дефицита внимания;
- гиперактивность;
- гипоактивность;
- неравномерное развитие интеллектуальных способностей;
- расстройство в динамике психических процессов;
- беспокойство;
- низкая выносливость;
- импульсивность;
- перепады настроения;
- расстройства восприятия и т.д.
Не всегда эти признаки означают ММД; в неврологии учитываются факторы социальной среды, стремление ко вниманию, расстройство поведения или особенности темперамента.
Осложнения
Если синдром ММД у детей игнорируется, расстройство может привести к невротизации ребенка, депрессии, антиобщественному поведению в подростковом и взрослом возрасте, проблемам с алкоголем и наркотиками.
Классическое лечение
После постановления диагноза ММД невролог назначает подходящее лечение. Терапия включает несколько методов.
Фармакотерапия
Лечить минимальную мозговую дисфункцию можно с помощью нескольких групп препаратов.
Ноотропы
Это первая линия препаратов, применяющихся в медикаментозной терапии. Они усиливают кровоток через кровеносные сосуды головного мозга, обеспечивают больший запас кислорода и глюкозы (вещества, необходимые для нервных клеток). Эта группа включает:
- Пирацетам;
- Энцефабол;
- Энербол.
Психостимуляторы
Подавляют симптомы недостаточной активации ЦНС, такие как невнимательность и гиперактивность.
Но психостимуляторы приводят к депрессии гормона роста у детей и, следовательно, к снижению роста тела и веса (по сравнению со сверстниками), имеют побочные эффекты. При их применении присутствует риск привыкания, их действие не является постоянным.
Тимолептики (антидепрессанты)
Повышают уровень серотонина (нейротрансмиттера, обеспечивающего хорошее самочувствие), подавляют симптомы гиперактивности. Представители этой группы:
- Депрекс;
- Прозак;
- Серопрам.
ЭЭГ-БОС
ЭЭГ-биологическая обратная связь – это очень специфический метод для усиления желаемой активации нервной системы. Действие терапии:
- тренировка внимания и концентрации, самоконтроля и самодисциплины (успокоение импульсивности, гиперактивности);
- улучшение интеллектуальных показателей;
- самообучения мозга посредством БОС.
Когда мозг получает мгновенное сообщение о расстройстве своих волн, он может научиться исправлять их.
Прикрепленные к голове электроды регистрируют мозговые волны. Мозговая волна видна на экране. Она переводится в вид видеоигры, в которую пациент «играет» только силой своей мысли, воли, без клавиатуры или мыши. Игра контролируется активностью мозга. Когда увеличивается активность в желаемой мозговой волне, «игрок» получает успешные результаты. При возрастании активности в нежелательной структуре, успех в игре нивелируется. Мозг постепенно реагирует на мотивационные указания, которые ему дает компьютер, вознаграждая за хорошие результаты в игре. Так в мозге развивается процесс обучения новым, более подходящим частотам мозговых волн. Это работа самого мозга над собой.
Консультативные корректирующие процедуры
Для различных нарушений при диагнозе ММД у ребенка в неврологии применяются определенные процедуры:
- при дефектах речи – логопедия;
- при поведенческих расстройствах – изменение режима, изменение отношения к ребенку, аутогенная тренировка;
- неспособность к обучению – специальные корректирующие процедуры.
О вариантах корректирующих действий проконсультируйтесь со специалистами в педагогико-психологическом центре.
Самолечение
В самолечении применяется изменение питания, народные терапевтические методы.
Здоровое питание:
- Исключение из рациона: сладостей, полуфабрикатов, растворимых продуктов, сладких газировок, других обработанных продуктов с избытком добавленных красителей и ароматизаторов.
- Включение в рацион: фруктов, овощей, цельных круп, злаковых ростков (источники витаминов группы В), бобовых (источники лецитина).
Пищевые добавки, витамины и минералы:
- Гинкго билоба – увеличивает венозный кровоток, тем самым давая нервным клеткам больший запас кислорода и глюкозы.
- Магний, кальций – необходимы для работы нервных клеток.
- B-комплекс – важен для правильного функционирования нервной системы.
- Лецитин – улучшает память.
Природное и дополнительное лечение:
- ароматерапия;
- йога;
- кинезиология;
- конституциональная гомеопатия.
Воспитание
При воспитании детей и подростков с минимальной мозговой дисфункцией рекомендуется следовать определенным принципам.
Тихое, эмоционально гармоничное семейное окружение
Важно показать ребенку любовь, чтобы он был уверен в ней. Родители должны стараться сохранять спокойствие и уравновешенность в напряженных ситуациях; нервозность родителей передается ребенку, эффект гиперактивности усиливается. Дайте ему понять стабильность родительской поддержки, семейного фона, безопасности, понимания его проблем.
Семейный порядок
Ребенок должен привыкнуть к обычному режиму дня – иногда очень стереотипному. Он должен знать, что ожидается от него в семье. Правила сосуществования должны быть четко определены, чтобы ребенок знал, когда он их пересекает, а когда нет. Детский мир должен быть ясным, хорошо организованным.
Порядок важен, поскольку у ребенка нет своего «внутреннего порядка», лишь хаос, из-за чего все остальное может казаться ему хаотичным.
Последовательность
Последовательность не означает террор, наоборот. Важно действовать доброжелательно и очень терпеливо. Родительские указания, выполнение или невыполнение задач должно быть адекватно контролировано. Если задание выходит за пределы возможностей ребенка, следует помочь ему, иногда — только поддержать.
Более частый ненасильственный контроль гарантирует, что ребенок автоматизирует необходимые действия, благодаря чему потребность в контроле станет менее существенной.
Унификация воспитания
Если один из родителей последовательный в воспитании, а другой – нет, ребенок использует «более слабого» родителя или не слушает ни одного из них. Поэтому важно объединить воспитание, согласовать точные правила. Непоследовательность в воспитании почти всегда приводит к углублению симптомов церебральной дисфункции ребенка.
Сосредоточение на положительных аспектах детской личности
Позвольте ребенку испытать успех. Скорее игнорируйте негативное поведение (если это возможно), хвалите его за правильно сделанные вещи. Помните: запас наказаний быстро исчерпается, ребенок привыкнет к ним, что минимизирует их действие.
Направление деятельности ребенка
Повышенная активность помогает не только сосредоточиться на нескольких задачах одновременно, но и направить энергию в правильном направлении. Поэтому желательно не подавлять активность, а позволять детям «разряжаться», когда это возможно. Важно предоставить ребенку широкие возможности для расслабления. Это можно делать и во время определенной деятельности путем смены занятий, смены позиций и т.д.
Большинству детей подходят простые, четко сформулированные, разумные и понятные правила.
Этим принципам целесообразно следовать даже при воспитании детей без минимальной мозговой дисфункции. Но у детей с СДВГ они являются жизненно важной необходимостью.
Профилактика воздействия ММД на ребенка
В дошкольном возрасте важно своевременное распознание симптоматики минимальной мозговой дисфункции.
В школе и дома надо:
- помочь ребенку в достижении успеха (поиск позитивных аспектов, выделение определенных способностей и т.д.);
- научить его выполнять различные задачи (чувствовать их смысл, цель, необходимость);
- помочь найти свое место в коллективе (повысить престиж, не указывать на особенности характера);
- помочь реализовать себя;
- иметь в виду, что награда «укрепляет» правильные формы поведения; поэтому не жалейте похвал за мелочи (даже за внимательность);
- ценить усилия (даже если результат не совсем успешен);
- ставить перед ребенком краткосрочные цели;
- индивидуально проверять его знания (вне классной атмосферы, полной раздражителей);
- обеспечить ребенку достаточно любви;
- следить за утомлением и вниманием во время занятий, учитывать повышение утомляемости на уроках и в течение дня (особенно в первый год школы).
Пренатальная профилактика
В этих целях применяется т.н. «дородовое обучение» – метод специфической стимуляции плода во время беременности. Благодаря точной звуковой стимуляции нервные клетки плода активируются, ускоряется созревание мозговой деятельности. Согласно исследованию, такие стимулированные дети рождаются без слез, с открытыми глазами и намеком на улыбку, имеют больший вес и рост при рождении. Они начинают говорить и ходить раньше, чем их сверстники. В 56 лет IQ «стимулированных» людей составлял 120-150 баллов.
Питание будущей мамы
Во время беременности необходим правильный и ответственный образ жизни. Увеличение потребления витаминов, особенно С, В, достаточное количество минералов в рационе (в частности, кальций необходим для построения костей и нормального развития нервно-мышечной функции у плода).
Неподходящее питание:
- много сладостей;
- полуфабрикаты;
- продукты быстрого приготовления;
- сладкие лимонады;
- продукты, содержащие высокий процент ароматизаторов, красителей.
Подходящее питание:
- фрукты;
- овощи;
- злаки;
- бобовые.
Прогноз
В трети случаев минимальная церебральная дисфункция проходит сама по себе: ЦНС таких людей созревает позже, но без последствий.
Вторая треть компенсируется: из поведения человека могут исчезнуть внешние признаки, даже при отсутствии изменения нейрофизиологической картины. Например, человек, страдающий дислексией, научится читать; но когда ему поручают чтение при ЭЭГ исследовании, происходит характерное замедление мозговой активности. Компенсация может потерпеть неудачу из-за стресса.
Прогноз последней трети пациентов хуже: они не «перерастают» и не компенсируются. У этой группы обычно имеются социальные проблемы.