Поместив рядом человеческий мозг и половину целого ядра грецкого ореха, можно заметить определенное сходство. Две половины ореха похожи на мозг. Оба полушария связаны сложной нейронной сетью, мозолевым телом, обеспечивающим их взаимную связь, способность действовать синхронно.
Полушария головного мозга, как любой парный орган в организме человека, не являются ни полностью идентичными, ни симметричными. Собственно, речь идет не о 2-х половинах большого мозга, как это представляется многим, а о 2-х половинах т.н. конечного мозга, самой «молодой» его части. Поверхность полушария образована мозговой корой, имеющей типичный сероватый цвет. Она состоит из извилин, разделенных бороздками. Благодаря этому увеличивается также функциональная поверхность мозговой коры.
Определение специализации полушарий
Уже в XIX веке ученые обнаружили, что черепно-мозговая травма в некоторых местах левого полушария связана с нарушением речевой способности. Значительный вклад в теорию функциональной специализации полушарий в 1960-х годах внес нейробиолог Роджер У. Сперри, получивший Нобелевскую премию.
Сперри работал с эпилептическими пациентами. Чтобы предотвратить распространение эпилептических приступов из одного полушария в другое, он пересек мозолистое тело пациента. Эпилептические приступы исчезли, человек смог вернуться к нормальной жизни. В то же время, однако, после такой процедуры наблюдалось «особое поведение». Благодаря этому Сперри достиг теории синхронизации работы полушарий головного мозга. Следует отметить, что эта процедура в некоторых случаях проводится до сегодняшнего дня, но с помощью современных технологий, и удаляется лишь небольшая часть мозолистого тела.
За что отвечает каждое полушарие?
Левое полушарие в основном связано с такими функциями, как аналитическое мышление, математические способности, речевые навыки, научное мышление, письмо, подсчет, двигательные реакции, понятие времени и т.д. Правое отвечает за целостное мышление, интуицию, слух, творчество, музыку и искусство, дневной сон.
Более поздние исследования показали, что мозг не столь дихотомический, как первоначально предполагалось. Оба полушария способны синхронизироваться, хотя иногда из-за пластичности нейронов одна часть при необходимости (при повреждении) может брать на себя функцию другой. Например, математические способности усиливаются, когда оба полушария совершают совместную работу, функционируют одновременно (благодаря соединению функций через мозолистое тело).
К примеру, левое полушарие специализируется на захвате звуков, составляющих слова, работает над составом слов, но не имеет монополии на обработку языка. Правое полушарие более чувствительно к эмоциональным аспектам речи, переводит ритм речи, который носит интонацию и акцент. Если два полушария мозга работают одновременно, то человек может охватывать намного больше информации. Такие «сверхспособности» можно развивать с помощью специальных техник.
Что обеспечит сотрудничество полушарий мозга?
Если полушария работают не должным образом, не дополняют функции друг о друга, мозг потребляет гораздо больше энергии (которую иначе потребляло бы тело), следовательно, быстрее появляется усталость в процессе обучения, человек не может концентрировать внимание. Согласно современным знаниям, дислексия вызывается неправильной связью между левым и правым полушарием, между передней и задней частью мозга. Левое полушарие связано с правой частью тела (контролирует ее) и наоборот. Синхронизация двух полушарий мозга обеспечивает его оптимальное использование. Этой способностью хорошо владеют, например, жонглеры, пианисты, йоги.
При подключении правого и левого полушарий в равной мере, человеческий взгляд на мир, получение и использование информации было бы гармоничным, максимально эффективным.
Существует множество различных упражнений и даже онлайн-приложений для синхронизации мозговых полушарий. Также важна регулярная медитация, тренировка внимательности, которая тесно связана с перегруппировкой мозга на частоту α-волн.
Медитация
Медитативные техники усиливают способность контролировать мысли, эмоции; кроме того, человек получает все преимущества α-волн. Основной принцип состоит в сосредоточении на конкретном предмете (дыхании, представлении цветов). На другие мысли, появляющиеся во время медитации, важно не обращать внимания. Предмет медитации служит якорем, к которому человек возвращается при потере внимания. Через определенный промежуток времени усиленные умственные, духовные способности перенесутся в обычную бодрствующую жизнь.
Как медитировать:
- Найдите удобное место, в котором будете чувствовать себя хорошо. Закройте глаза, расслабьтесь. Цель состоит не в опорожнении головы от мыслей, хотя это желательно. Пусть они летают, как им хочется. Немного расставьте руки (достаточно, чтобы локти были при теле со слегка расставленными в стороны предплечьями). Поверните ладони так, чтобы одна направлялась вверх, другая – вниз.
- Представьте, что одной рукой при помощи силы разума нажимаете потолок, как будто хотите проломить его. Чем сильнее будете «нажимать», тем лучше. Другой рукой делайте то же самое, но нажимая в пол. Удерживайте несколько десятков секунд или пару минут.
- Сейчас положите ладони напротив, представьте, как воздействуете силой одной руки против другой. Снова удерживайте несколько десятков секунд или минут, как в первом упражнении.
- Поменяйте руки, повторите давление в потолок и пол.
- Повторяйте по желанию, но не переусердствуйте. Оптимальное количество повторений – пять.
- Держите глаза закрытыми, почувствуйте ощущения вокруг головы. Затем медленно откройте глаза, некоторое время оставайтесь в медитативном положении.
Умственная тренировка
Медитация с визуализацией – это эффективное упражнение для работы двух полушарий мозга, потому что расслабленное состояние поддерживает визуальное и интуитивное мышление. То, что вы можете себе представить, способно реализоваться. Все, что вы видите в материальном мире, сначала возникает в воображении.
То же самое относится к различным жизненным ситуациям. Если вы можете себе представить, как ситуация может решиться, вы способны переместить ее в этом направлении. При этих медитациях вы не пытаетесь подавить свои мысли и образы, но, напротив, смотрите на них, общаетесь с самим собой, представляете некоторые конкретные ситуации, действия.
К представлениям попытайтесь привлечь как можно больше чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, прикосновение), эмоций. Если хотите найти решение ситуации, подумайте об этом в расслабленном состоянии. Вы можете придумать оригинальное решение, которое обычно не пришло бы в голову. Может случиться так, что в этот момент вы не придумаете ничего конкретного, но дадите мозгу задание, и решение возникнет позже.
При представлении в мозгу вовлекаются области, подключаемые при переживании ситуации в реальном времени. Медитацию, связанную с визуализацией, часто используют спортсмены в рамках тренинга по умственному обучению и перед соревнованием. Хороший конкретный пример – теннисист Новак Джокович, применяющий и описывающий эти методы в книге «Serve to Win».
Mindfulness (майндфулнесс)
Техника mindfulness (внимательность, осознанность) очень полезна, она быстро расслабляет тело, успокаивает ум. Техника основана на принципе классической медитации, простых упражнениях йоги, настоящем моменте и информации из современной психологии (работа с эмоциями, стрессом). Предметом медитации здесь являются, помимо дыхания, ощущения в отдельных частях тела. Это превосходный способ снижения стресса, стимулирующий ясное творческое мышление. Эффект на развитие мозговой деятельности подтверждается рядом исследований.
Дэвид Геллес (журналист и лектор по майндфулнесс) в своей книге «Mindfull work: How Meditation is Changing Business from the Inside Out» описывает положительное воздействие медитации и тренировки осознанности в таких крупных компаниях, как Ford, Google, General Mills и др. В программах майндфулнесс участвует, как высшее руководство, так и заинтересованные рядовые сотрудники. Первое преимущество тренинга – общая удовлетворенность сотрудников, более эффективное и менее эмоциональное принятие решений, снижение стресса, повышение творчества, производительности работы. За такие эффекты, согласно специалистам, отвечает именно синхронизация полушарий мозга.
Тренировки для синхронизации мозговых полушарий
Гимнастика, способствующая синхронизации (объединению функций) полушарий мозга, улучшает координацию движений, повышает концентрацию внимания, интеллект, способность к обучению. Ее польза также состоит в устранении беспокойства и агрессии.
Перекрестные движения
Локоть левой руки касается колена правой ноги, локоть правой руки – колена левой ноги (учитывайте тот факт, что сначала может не получиться). Повторите 20 раз. Хорошо делать это упражнение ежедневно. С перекрестными движениями может справиться даже ребенок, но целесообразно комбинировать их с однонаправленными движениями (правая рука – правая нога, левая рука – левая нога, повтор – 10 раз). Заканчивать занятие следует всегда перекрестным движением.
Соединенные пальцы
Поместите пальцы обеих рук друг к другу верхними суставами и в течение минуты представляйте букву X (большой палец левой руки с большим пальцем правой руки, указательный палец правой руки с указательным пальцем левой руки и т.д.). Левая рука представляет правое полушарие, правая – левое. Использование метода X заставляет полушария сотрудничать.
Хлопанье в ладони
Занятие подходит для детей и взрослых. В парах или каждый сам (например, напротив стены) следует хлопать в ладони перекрестно и параллельно. Заканчивается упражнение всегда перекрестным хлопаньем.
Лежачая восьмерка
Карандашом или фломастером нарисуйте максимально большую восьмерку на бумаге A3 или A4. Чем большую восьмерку нарисуете, тем лучше; в ходе работы используйте следующий путь:
- 3 раза обведите правой рукой, начните с центра, продолжите влево или вправо вверх;
- 3 раза то же самое повторите левой рукой;
- 3 раза обеими руками обведите восьмерку в одном направлении (обе руки удерживают один карандаш или по одному карандашу в каждой руке);
- 3 раза обеими руками обведите восьмерку в противоположных направлениях; начните с середины: левая рука налево вверх, правая – направо вверх, затем руки перекрещиваются, заканчивают восьмерку.
Во время тренировки не наклоняйте голову, совершайте глазами вращения, повторяющие движения рук. Упражнение помогает улучшить координацию рук, глаз, синхронизировать оба полушария мозга.
Игривое рисование (двойной рисунок)
В каждой руке держите по карандашу или фломастеру (фломастер лучше скользит по бумаге), обеими руками одновременно рисуйте фигуры, лица, символы – любые рисунки (дом, солнце, дерево).
Слон (восьмерки ушами)
Слегка расставьте ноги, согните их, вытяните одну руку в сторону, наклоните к ней голову (ухо прикасается к плечу этой руки). Глазами следите за протянутыми пальцами вытянутой руки. Пишите в воздухе максимально большие лежачие восьмерки. Начинайте от центра, продолжайте вправо или влево вверх. Поменяйте руки, повторите 10 раз в каждую сторону. Альтернатива: вместо восьмерки пишите буквы (слова).
Кобра
Лягте на живот, согнутые руки лежат ладонями на полу под плечами, ноги вытянутые. При выдохе поднимите голову, упритесь в вытянутые руки (положение кобры). Дышите свободно. Через 5-10 секунд медленно вернитесь в начальную позицию. Положите лоб на пол, некоторое время отдохните. Повторите 4 раза.
Сова
Поместите правую (левую) руку на левое (правое) плечо над лопаткой, вдохните. При выдохе поверните голову влево (вправо), оглянитесь назад через плечо, поверните голову назад. При следующем выдохе поворачивайте голову на другую сторону плеча, с вдохом вернитесь в начальную позицию. Затем голову наклоните к груди, оказывая нагрузку на мышцы шеи. Повторите 4 раза.
«Колпак мышления»
Это упражнение для синхронизации полушарий мозга можно выполнять 2-мя способами.
- Поместите большой палец в середину уха, двумя пальцами возьмите мочку сзади, массируйте (как будто хотите вывернуть ухо). Повторите 3 раза снизу вверх. Одновременно массируйте оба уха.
- Массируйте от верхней части до мочки (3 раза).
Жонглирование 3-мя шарами
При жонглировании посмотрите мимо шаров, не концентрируйте на них внимание, иначе не поймаете. При этом упражнении работают два полушария мозга, преодолевается хватательный рефлекс, тем самым, освобождается ум. Тренировка устраняет блокировки тела.
Параллелизм
Возьмите лист бумаги, в каждую руку карандаш. Обеими руками одновременно рисуйте зеркальные фигуры – цифры, буквы, фигуры… Если поначалу трудно, помогайте себе инструкциями вслух – рисую вниз, рисую вправо…
Барабаньте обеими руками, каждой рукой создавая разный ритм.
Поглаживание живота, постукивание на темени
Правой рукой поглаживайте живот по часовой стрелке, левой рукой постукивайте по верхней части головы (при легких постукиваниях усиливается мышление, активируется синхронизация мозга). Поменяйте руки, повторите.
Описывание кругов
Поднятой правой ногой описывайте круги по часовой стрелке. Левой рукой описывайте круги против часовой стрелки. Оба движения делайте одновременно.
Тренировки для детей
Следующие упражнения выполняются группой детей; занятия подходят для детского садика.
Ноги – руки
Цель: поддержка развития синхронизации мозговых полушарий, моторических навыков, ритмических чувств.
Дети стоят в кругу. Инструкция: какая нога начинает упражнение, туда посылается сигнал. Воспитатель передает сигнал: топает левой ногой, затем правой. Сигнал следует по кругу влево, каждый ребенок начинает с левой ноги, затем топает правой.
Танец
Цель: поддержка развития синхронизации мозговых полушарий.
Дети стоят в кругу. Делают 4 шага вперед. На первом шаге хлопают в ладони. Точно так же при возвращении в начальную позицию – 4 шага назад, на 1-м шаге – хлопок в ладони.
Вариации:
- дети повторяют базовую модель: 4 шага вперед и назад, хлопают на каждом 2-м шаге;
- дети повторяют базовую модель: 4 шага вперед и назад, хлопают на каждом 3-м шаге;
- дети повторяют базовую модель: 4 шага вперед и назад, хлопают на каждом 4-м шаге.
Зевание
Обычное зевание способно давать мозгу больше, чем кажется. Оно поддерживает баланс многих энергетических систем в теле, расслабляет область черепа, дыхание, улучшает восприятие.
Заключение
Благодаря синхронизации левого и правого полушария, обучение становится более простым, эффективным, быстрым, человек может воспринимать и запоминать больше информации, а главное – все это делать без стресса. Уже через неделю тренировок происходит перелом стереотипа, что обучение сложное. Вместо этого вы сможете удивиться осознанию того, что оно легкое, податливое.