Развитие интеллекта у детей и взрослых

Развитие интеллекта у детей и взрослых

Проблема природных предпосылок интеллекта рассматривается с разных позиций. Часть ученых пытаются выяснить, в какой мере интеллект представляет собой врожденную, наследственную характеристику личности, а в какой – приобретенную. Некоторые специалисты стараются предусмотренную ими генотипичную обусловленность интеллекта связать с расовыми и этническими различиями.

Есть психологи, которые в основу теории интеллекта ставят познание его биологических основ и поэтому предполагают, что главную значимую информацию о нем можно получить со стороны таких наук как генетика, нейрофизиология, анатомия, биохимия и т.д. Но пока исследования мозгового субстрата не раскрывают сущности интеллектуальных способностей. Вместе с тем, изучение биологических основ умственных способностей пока не объясняет и большую часть их индивидуальных различий.

Влияние

Ученые-психологи считают, что на развитие интеллекта и быстроты мышления влияют две группы факторов – биологические и социальные.

Биологические

  • Фактор наследственности (структура центральной нервной системы, скорость обработки информации, время реакции и тому подобное);
  • Возрастной (сенситивность конкретного возрастного периода, особенности возрастной группы и тому подобное);
  • Половой (половые интеллектуальные возможности, физиологические особенности пола и тому подобное).

Социальные

  • Фактор среды (первичное окружение, познавательный климат семьи, коллектив, неформальные группы и т. д.);
  • Социальный (общественные устои, национальные традиции, доминирующая культура, социоэкономический статус, субкультура, к которой примкнул человек и т. п.);
  • Фактор мотивов, потребностей (мотивационная сфера и сфера потребностей личности, мотивы собственной интеллектуальной деятельности, наличие устойчивой мотивационной потребности, система ценностей, стимулы деятельности и тому подобное);
  • Фактор опыта (предыдущий жизненный, практический ментальный опыт личности и тому подобное);
  • Фактор компенсации (наличие компенсаторных возможностей субъекта: силы воли, усидчивости, настойчивости, терпеливости, целеустремленности и тому подобное);
  • Операционный (образованность, эрудиция, опыт знаний, практические умения, навыки).

Излучение

Каждый из перечисленных факторов положительно или отрицательно влияет на интеллектуальное развитие личности.

Важно понять самое главное: интеллектуальное развитие – это формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственные представления, способность к преодолению трудностей, методология получения новых знаний и их использование на практике.

Интеллект с точки зрения психологии

В психологии нет определенного толкования понятия «интеллект». Чаще всего в психолого-педагогической литературе интеллект встречается как способность:

  • к обучению (А. Бине, Ч. Спирмен, В. Хенмон, Т. Вудроу, В. Диаборн).
  • оперировать абстрактными символами и отношениями (Л. Термен, Ф. Беллерд, Г. Торндайк).
  • адаптироваться к окружающей среде (В. Штерн, Г. Фримен, Г. Пинтер, Л. Терстоун, Дж. Петерсон).

Проанализировав определенное количество психолого-педагогической литературы, мы можем сделать вывод, что большинство ученых понимают интеллект как способность индивида приспосабливаться к условиям окружающей среды. Также, понятие интеллекта включает не только процесс мышления, но и индивидуальный мир человека. Важным признаком интеллекта является способность человека воспринимать и обрабатывать информацию. Именно способность к обработке информации определяет и его уровень.

Схема

Существует много различных подходов к определению уровня интеллекта, что объясняется неоднозначным толкованием и представлением его структуры. К наиболее известным иерархическим моделям структуры интеллекта относятся:

  • однофакторная модель К. Спирмена (1863 – 1945),
  • многофакторная модель Л. Терстоуна (1887 – 1955),
  • кубообразная модель Дж. Гилфорда (1897 – 1987),
  • модель Г. Кеттела (1905 – 1998) и другие.

Практически все исследования интеллекта проявляли три основных подфактора общего интеллекта, которые первым были обнаружены Спирменом:

  • Числовой – это способность манипулировать числами.
  • Вербальный – умение анализировать и систематизировать полученную информацию.
  • Пространственный – способность оперировать мыслительными процессами в трех измерениях.

Определение уровня

Проблема определения уровня интеллекта является актуальной в контексте профессионального отбора кадров. С этой целью широко используются тесты, а особенно тесты структуры интеллекта. Распределяется интеллект среди населения не равномерно, а согласно закону нормального распределения (кривой Гаусса).

Распределение

Лишь незначительная часть людей имеет очень низкий уровень умственных способностей, так же и очень высокий. Почти 70% людей имеют коэффициент интеллектуальности в пределах 85-115 пунктов, то есть в целом доминирует средний показатель умственных способностей. Успешность профессиональной деятельности будет определяться не когнитивными способностями, а настойчивостью, личностными качествами индивида, системой ценностей, готовностью к трудностям.

Многочисленные научные исследования подтверждают, что студенческий возраст является чрезвычайно сензитивным для реализации интеллектуальных возможностей и особенно влияет на развитие интеллекта и памяти. Например, на этот возраст приходится наиболее высокий уровень интеллектуальных функций, а именно – 19 лет для памяти и 20 лет для мышления.

Не требует доказательства тот факт, что математика, более чем другие учебные дисциплины, способна помочь в формировании и развитии интеллектуальных умений. Например, умения проводить обоснованные, последовательные, непротиворечивые рассуждения, высказываться четко, кратко, убедительно и тому подобное.

Важно: заниматься математикой необходимо для интеллектуального здоровья так же, как заниматься физкультурой – для здоровья телесного.

При организации и планировании обучения, составлении учебных программ и подготовке книг и учебников для учащихся учитывается структура индивидуального интеллекта, поскольку она являются основой, определяющей успешность усвоения учебного материала.

Определение

Поскольку у людей разный тип интеллекта, то при планировании их обучения следует опираться на сильные стороны их ума и акцентироваться на развитии при этом слабых, насколько это возможно. Очевидно, что существует положительная связь между способностью учиться и интеллектом. Способность к обучению определяет успешность овладения новыми знаниями, а интеллект – успешность применения этих знаний для решения задач. Высокий уровень интеллектуального развития человека характеризуется не только повышенными вниманием, сообразительностью и успеваемостью (производительностью) умственной работы, но и меньшими, нежели в иных случаях, энергетическими затратами тела на осуществление процесса умственной деятельности.

Особенности развития эмоционального интеллекта

Проблема личностного роста – одна из важнейших в психологии, потому что меняются времена и люди, формы и методы обучения, содержание учебных предметов, их количество в учебном заведении, но всегда стоит задача вхождения человека в общество. Процесс выбора жизненного пути становится очень сложным для молодежи, которая не готова правильно реагировать на события, управлять своими эмоциями, оценивать свой личностный потенциал, преодолевать трудности, вызванные изменениями в обществе. Это не удивительно, ибо социальные изменения, которые осуществляются в обществе на уровне глобальных процессов, более рельефные и доступные созерцанию, чем процессы, которые происходят в сознании, психике, внутреннем состоянии индивида.

Вместе с тем, дальнейший ход общественных трансформаций в значительной, решающей степени определяется, с одной стороны, тем, насколько каждый индивид как личность воспринимает новые условия среды, а с другой – насколько он глубоко и адекватно осуществляет самооценку и как это влияет на его жизнедеятельность, самочувствие, творчество, жизненную активность. Под влиянием, в данном случае, понимается процесс и результат изменения индивидом поведения, установок, намерений, оценок, представлений и других психических состояний и процессов при взаимодействии с другими людьми в различных жизненных ситуациях и профессиональной подготовке.

Дерево

Психологическое влияние окружающей среды во многом обусловливает характер общения и деятельности, процессы адаптации, средства и методы жизнедеятельности личности, вызванные особенностями эмоционального восприятия этого воздействия и способностью индивида адекватно реагировать на него благодаря умению управлять собственными эмоциями.

Практика показывает, что наибольших успехов в жизни достигают те люди, которые способны в критические моменты управлять своими эмоциями. Если молодой человек наделен такой способностью, то он благоразумно и логично себя ведет в любой эмоционально напряженной ситуации, то есть эмоционально разумно действует в каждом конкретном случае. В связи с этим в последнее время растет интерес ученых в изучении проблем соотношения эмоций и разума, их взаимодействия и взаимовлияния.

Развитие интеллекта у детей

В условиях современного общества вследствие совершенствования методов обучения и воспитания детей возникает актуальность определения наиболее удачных приемов, которые являются оптимальными в образовательно-воспитательном процессе. Ведь именно уровень интеллекта является определяющим в признании индивида как личности в социальной среде.

Проблема исследования развития умственных способностей у детей является актуальной, ведь отечественные и зарубежные исследователи высказывают противоположные взгляды на сущность интеллекта и пути его экспериментального исследования. Важно отметить, что актуализирует данную проблему и непрерывное развитие информационно-коммуникативных технологий, владение которыми необходимо каждому человеку.

Занятия по развитию интеллекта должны проводиться после определения уровня интеллектуального развития ребенка в соответствии его возрастом.

Цель

Для развития способностей быстро воспринимать и понимать окружающий мир детям школьного возраста рекомендуется задавать специальные задачи на интеллект. Математические задачи являются самыми эффективными при развитии умственных способностей у детей.

Существует также необходимость подготовки ребенка к восприятию и пониманию устной речи, ведь это сложный интеллектуальный процесс.

Улучшение интеллекта у детей с нарушениями слуха

Восприятие, распознавание и понимание устной речи глухими имеет значительные отличия по сложности интеллектуальной деятельности и психическому напряжению. Ограниченность доступных признаков речевых сигналов, специфичность их приема обусловливает необходимость формирования таких умений и навыков, которые бы давали возможность на сенсорной основе осуществлять системный анализ, синтез поступающих сигналов, и, следовательно, — распознавание и понимание устной речи.

Здесь речь идет об использовании потенциальных возможностей глухого ребенка — специальных упражнений для развития интеллекта к восприятию речевых сигналов, их интерпретации на уровне логического мышления, формирования особых умений, повышение навыков. Абстрагирование затруднено даже на уровне игрового использования предметов-заменителей детьми с нарушениями слуха, переосмысление значения предметов вызывает определенные трудности, что характеризует недостаточное развитие познавательной деятельности.

Проблемные дети

Восприятие устной речи

Восприятие устной речи — это особый психический процесс, к которому следует основательно готовить ребенка, прибегая к специальным упражнениям, тренингам и тренировкам интеллекта. Они помогают активизировать восприятие, память, мышление. Последствия такой деятельности будут плодотворными для понимания письменной речи и развития личности.

Восприятие и понимание устной речи определяется сложной интеллектуальной деятельностью, ведь дошкольник и младший школьник тратит значительно больше интеллектуальных усилий, испытывает большее психическое напряжение. Глухие дети нуждаются в специальной практической подготовке к пониманию речевых явлений, автоматизации их использования во время восприятия, распознавания и установления содержания устной речи.

У старшеклассников с нарушениями слуха наблюдаются особенности в становлении содержательной и операционной сторон интеллектуальной деятельности, одни из которых связаны с отставанием в развитии словесной речи, другие — с замедленным формированием структурных компонентов мышления. Поэтому упражнения, развивающие интеллектуальные способности таких детей имеют свои особенности и должны быть направлены на развитие мыслительных операций в зависимости от степени нарушения слуха.

Развитие эмоционального интеллекта

На сегодняшний день теоретико-методологические основы интеллекта, эмоций и связи между ними исследованы как отдельный психологический феномен. Раскрыта его сущность, структура, но концепции развития эмоционального интеллекта еще недостаточно исследованы ни на теоретическом, ни на практическом уровне.

Полушария

Интересно. Исследования ученых уже давно доказали, что хорошие умственные способности, высокие показатели коэффициента интеллекта не являются гарантией успешности человека в жизни, в карьерном росте.

Эмоциональные компетенции

Перечень внутриличностных и межличностных эмоциональных компетенций современного взрослого человека, который был разработан на основе теоретического анализа и результатов экспериментальных исследований ученых, включает следующие составляющие.

Внутриличностные эмоциональные компетенции

  1. осознавать влияние эмоциональной сферы на жизнедеятельность, а эмоциональные переживания воспринимать как ценности, относиться с уважением к ним;
  2. объективно воспринимать реальность;
  3. проявлять интерес к познанию мира, его закономерностей, а также к самопознанию;
  4. быть открытым для новых впечатлений, событий и жизненных перемен;
  5. стремиться к гармонии, психологическому благополучию, здоровым отношениям;
  6. творчески относиться к жизни и межличностным отношениям;
  7. объективно оценивать и признавать свои достоинства и недостатки через самоанализ;
  8. быть ответственными за собственные эмоциональные реакции;
  9. идентифицировать (распознавать, понимать) эмоции, переживаемые в конкретный момент за телесными реакциями, мыслями и тому подобное;
  10. анализировать собственные эмоции, чувства; причины их возникновения;
  11. насыщать себя, то есть использовать эмоции для самомотивации, облегчения процесса мышления, принятия решений, достижения целей;
  12. оптимистично мыслить – акцентировать внимание на положительных аспектах жизни;
  13. конструктивно относиться к ошибкам, приобретать жизненный опыт;
  14. владеть приемами психофизиологической саморегуляции;
  15. управлять вниманием, воображением.

Схема интеллекта

Межличностные эмоциональные компетенции

  • осознавать себя как равноценного субъекта коммуникативного взаимодействия, быть ответственным за его процесс и результат;
  • идентифицировать (распознавать, понимать) эмоции других;
  • анализировать эмоции, чувства других людей, причины их возникновения;
  • воспринимать и понимать невербальный язык тела и движений (жесты, мимика, интонация голоса и тому подобное), использовать этот опыт для улучшения коммуникации;
  • владеть навыками активного слушания;
  • понимать эмоции, чувства другого человека, поставив себя на его место (эмпатия);
  • оказывать и принимать эмоциональную поддержку;
  • вербализировать эмоции, чувства без оценки, обвинения людей или ситуаций;
  • сопротивляться немедленным желаниям выплеснуть эмоции (контроль над импульсами);
  • задавать вопросы для понимания эмоционального состояния другого человека;
  • адекватно и толерантно реагировать на положительные и отрицательные эмоции со стороны других;
  • конструктивно защищать собственные психологические границы, свою точку зрения;
  • отказывать, не обижая другого человека;
  • оказывать мотивирующую как положительную, так и отрицательную обратную связь: искренне выражать похвалу, комплименты, критику, претензии и недовольство;
  • адекватно воспринимать обратную связь со стороны других: как критику, претензии и недовольство, так и комплименты, похвалу;
  • выбирать аутентичные и адекватные ситуации способы эмоционального самовыражения;
  • прощать, освобождаться от обиды;
  • сотрудничать, владеть способами совместной деятельности, приходить к согласию;
  • разрешать эмоционально напряженные ситуации, конфликты, преодолевать барьеры в общении;
  • проявлять высокий уровень эмоциональной устойчивости и саморегуляции в стрессовых ситуациях.

Что такое IQ

Показатель IQ определяет, насколько развит интеллект. Он имеет 4 уровня: высокий, достаточный, средний, низкий.

Важно знать! IQ – это количественная оценка уровня умственных способностей, его показатель относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов.

IQ

Уровни развития интеллекта

Люди с высоким уровнем интеллекта – это успешные люди с высокими умственными способностями, они могут достигать высот в разных сферах деятельности, науке и творчестве. Средний уровень развития интеллекта характеризуется тем, что личность:

  • способна определенным образом распознавать, оценивать, определять причины, объяснять значение своих эмоций и чужих;
  • не всегда сдерживает свои эмоции;
  • проявляет адекватное отношение к оценке собственных эмоций другими;
  • недостаточно гибкая в их проявлении;
  • склонна к интроверсии;
  • отличается положительными эмоциями;
  • не всегда способна строить позитивные отношения с людьми, используя свой эмоционально-интеллектуальный потенциал.

Таблица

Низкий уровень развития интеллекта у взрослых характеризуется тем, что личность не до конца осознала значимость умственных способностей в жизни человека, не способна сдерживать собственные эмоции, имеет низкий уровень критического мышления, неспособна воспринимать критику адекватно поступкам и строить отношения с людьми на положительной основе.

Люди с низким уровнем интеллекта часто испытывают одиночество, чувство вины, депрессивность, неуравновешенность, зависимость, злость, обиду, недовольство.

Лидерство людей с высоким IQ

Уровень IQ определяется знанием 5 основных принципов социального взаимодействия среди работников:

  1. морали;
  2. этики;
  3. возможности или невозможности проявления эмоций в той или иной ситуации;
  4. способностью адекватно реагировать на то или иное событие;
  5. способностью понимать свои поступки, а значит и умело управлять ими.

Основой интеллекта есть определенные группы способностей человека:

  • когнитивных,
  • эмоциональных,
  • адаптационных,
  • социальных.

Именно такие способности формируют лидерские навыки, способствуют созданию положительного климата в коллективе и предотвращают возникновение в нем организационных конфликтов. Опыт показывает, что на 50-70% создание климата в организации зависит от руководителя предприятия, управленческого лидера. Именно интеллектуальное состояние руководителя является самым важным фактором, влияющим на климат в коллективе и тем самым – на эффективность работы сотрудников.

Типы лидеров

Интеллект возникает в результате изменений межфункциональных связей, а критерием его развития выступает степень обобщенности понятия и включенности в систему связей с другими понятиями.

Эмпирическими исследованиями доказано, что чем выше ранг работника, чем выше уровень ответственности за выполнение конечной цели, тем выше должен быть и уровень интеллекта. Люди с высоким уровнем умственных способностей могут выбрать поведение и действия, которые помогут им не только выйти из сложной ситуации, но и решить ее – как внутри себя, так и по отношению к другим. Для таких людей преодоления неудач и сложностей есть опыт, шанс, чтобы улучшить себя и свои отношения с окружающими, препятствия их не останавливают, а помогают развить свой потенциал.

Подведем итоги

Множество подходов и концепций относительно определения понятия интеллекта обусловливает дальнейший поиск наиболее оптимальных и научно обоснованных исследований.

Важнейшим определением высокого развития интеллекта есть всестороннее развитие личности.

Эффективность развития интеллектуальной сферы зависит от наличия психологического настроения и методического обеспечения, а также готовности участников образовательно-воспитательного процесса к осуществлению этой работы.

Ссылка на основную публикацию