Способы развить эмоциональный интеллект у детей

Способы развить эмоциональный интеллект у детей

Эмоции – важнейшая составляющая жизни человека. Без них никто не смог бы проявлять чувства по отношению к близким, показывать свое отношение к тем или иным вещам, а также просто быть счастливым. Эмоциональный интеллект (EI) же представляет собой навык распознавания своих и чужих эмоций. При взрослении многие начинают ощущать свою отсталость в этой способности, что становится главной причиной невозможности достижения целей и выстраивания крепких взаимоотношений с людьми. Избежать такой проблемы можно, но заниматься таким вопросом нужно в раннем возрасте. Поэтому развитие эмоционального интеллекта у детей становится обязательной частью воспитательных и обучающих занятий.

Особенности EI

Под эмоциями понимают личное восприятие человеком любого явления, выражающееся в виде определенных признаков. С их помощью окружающие могут сразу понять, как именно относятся другие люди к происходящему. Эмоции выражаются жестами, мимикой, пантомимикой, изменениями тональности голоса, а также некоторыми внешними проявлениями (потоотделение, покраснение и т.п.). При недостаточно развитом эмоциональном интеллекте человек не только обладает скудным набором эмоций, но и не способен определить, какие чувства испытывают окружающие его люди. Это может стать серьезной проблемой для социализации, что особенно актуально для детей дошкольного возраста.

Люди

Составляющие EI

Эмоциональный интеллект может быть достаточно развитым с детства. Его формирование происходит уже в первые годы жизни малыша, причем прямое влияние оказывается абсолютно со всех сторон. Наибольшее значение для качества будущего EI имеет поведение родителей, а также их отношение.

Официально EI включает несколько составляющих, которые являются его основами. Именно на них направляют все тренировки по развитию эмоциональности. Всего в эмоциональном интеллекте 4 компонента:

  1. Правильность оценки и выражения. Навык определения чувств окружающих, а также способность самостоятельного выражения эмоций.
  2. Понимание. Способность понять причинно-следственные связи при возникновении тех или иных эмоций.
  3. Применение в мыслительной деятельности. Направление внимания с учетом эмоций, взаимосвязь мыслей с чувствами.
  4. Управление. Возможность вызвать или подавить эмоции, использование информации, полученной из проявляющихся чувств окружающих.

Все 4 компонента применяются людьми практически ежедневно. Первые же интеллектуальные действия, связанные с эмоциями, появляются уже в трехлетнем возрасте, когда ребенок начинает оценивать действия окружающих или героев сказок. К 4 годам у детей появляется способность определять эмоциональный окрас речи взрослых, а также осознавать причины возникновения любых чувств.

Важность EI

От развития эмоционального интеллекта зависит качество жизни. Если человек имеет высокий уровень EI, то у него будут все шансы достичь поставленных целей, добиться назначения на высокую должность, сформировать правильный круг общения, а также создать крепкую семью.  Люди с недостаточно развитым эмоциональным интеллектом сталкиваются с массой трудностей в повседневной жизни, испытывают сложности при общении с окружающими, часто меняют работу и не достигают большинства поставленных себе же задач.

Эмоциональный интеллект обеспечивает человека важными навыками, без которых практически невозможно прожить полноценную жизнь. Среди них:

  • Взаимодействие с окружающими;
  • Понимание чувств людей;
  • Контроль своих эмоций;
  • Способность ориентироваться в сложных ситуациях;
  • Проявление лидерских качеств;
  • Быстрый поиск компромиссных решений.

Большинство людей склонны думать, что заниматься улучшением EI нужно во взрослом возрасте, и не понимают, зачем вообще развивать эмоциональный интеллект детям. Но они не задумываются о том, насколько он может быть полезным для учебы. Дети с развитым EI обладают высокой стрессоустойчивостью, способны мыслить креативно, быстро находят решения, а также без проблем включаются в процесс обучения на школьных уроках.

Татьяна Черниговская, известный ученый, в своем интервью рассказала, что наибольшую важность EI представляет в вопросе творчества, развитость которого дает людям большое преимущество над стремительно развивающимся искусственным интеллектом.

Рекомендации для родителей

Развивать эмоциональный интеллект у детей не так трудно, но быстрого результата ждать не стоит. Только родители смогут помочь своему малышу, своевременно включив в жизнь определенные правила. Нужно стараться прилагать все усилия, чтобы ребенок имел именно те навыки, которые являются частью EI.

Начинать занятия по улучшению эмоционального интеллекта лучше всего в дошкольном возрасте. Если этот период уже прошел, то не стоит отчаиваться, т.к. достичь цели все равно получится. При развитии EI у детей старших возрастов нужно лишь более тщательно отбирать методы, а также прилагать все усилия, чтобы убедить ребенка в значимости этих занятий.

Самым важным в развитии эмоционального интеллекта является отношение родителей. Без правильного взаимодействия с малышом добиться результата не удастся. Взрослые должны показать ребенку, что их интересуют не только его успехи в плане обучения. Для этого нужно проявлять по отношению к нему особую любовь, ласку и заботу, при этом следует обязательно считаться с его мнением и воспринимать его полноправным членом семьи. Атмосфера, созданная такими действиями родителей, позволит ребенку легко начать улучшать EI.

Семья

Для родителей, желающих развить EI у своего ребенка, существует небольшой перечень рекомендаций, которые помогут добиться желаемого эффекта. Очень важно следовать хотя бы большей части из них, т.к. они направлены на повышение результативности занятий, а также создание благоприятной обстановки дома.

Основные рекомендации:

  1. Принимать ребенка именно таким, каким он является. Нужно относиться положительно ко всем особенностям своего малыша и ни в коем случае не проявлять негатив по отношению к каким-либо из них.
  2. Показывать все свои чувства, не скрывать эмоций. Малыш должен понимать, что именно чувствуют его родители. Это поможет не только создать хорошую атмосферу внутри семьи, но и развить EI.
  3. Обсуждать все спорные ситуации. Следует совместно обговаривать образовавшиеся проблемы, стараться найти их решение. При возможности поиск компромисса нужно доверить ребенку.
  4. Научить малыша описывать испытываемые чувства. Родителям следует регулярно просить ребенка рассказать о том, что именно он чувствует. Хорошим помощником могут выступить ассоциации.
  5. Говорить о своих недостатках. Важно донести ребенку, что идеальных людей в мире не существует. Но нельзя упоминать о его недостатках, т.к. это может оказать обратный эффект.
  6. Проявлять оптимизм по отношению к окружающему миру. Задача родителей в том, чтобы ребенок научился самостоятельно находить светлые стороны даже в самых плохих событиях. Важно показать ему это на своем примере.
  7. Продемонстрировать целеустремленность. Так же, как в предыдущем случае, взрослые должны показать все малышу на примере себя. Целеустремленность лучше всего прививать незадолго до первого посещения школы.
  8. Быть честными. Нужно всегда говорить ребенку все именно так, как есть. Откровенность очень важна для отношений и поможет малышу начать воспринимать мир несколько иначе. Не стоит скрывать даже плохую информацию.
  9. Контролировать времяпрепровождение. Родители должны проследить, чтобы ребенок не посвящал слишком много времени бесполезным развлечениям, из которых мог бы подхватить злобу, а также спал достаточное количество часов ежедневно.
  10. Стимулировать социальное взаимодействие. Нужно поощрять стремление малыша общаться со сверстниками, обеспечивать его такой возможностью, а также регулярно устраивать семейный отдых, подразумевающий общение.

Развитие эмоционального интеллекта у самых маленьких нужно начинать именно с выполнения таких простых правил, а уже потом переходить к целенаправленным тренировкам. Эти рекомендации можно считать основной для достижения результата.

Всем родителям стоит прочесть книгу Татьяны Данилиной «В мире детских эмоций». Она научит лучше разбираться в чувствах детей, что повысит шансы на получение высоких результатов тренировок.

Основные способы

Существует множество методов улучшить EI у ребенка. Большинство из них являются вполне привычными для многих людей вещами, но требуют особого подхода, что позволит направить их именно на развитие эмоционального интеллекта. Реализовать любой из перечисленных способов не составит труда.

Арт-терапия

Применение арт-терапии для улучшения EI позволяет добиться хороших результатов за короткий промежуток времени. Рекомендуется предоставить детям право выбора, куда именно они хотят пойти. Художественное рисование, танцы или музыка – лучшие варианты для любого малыша.

Важно обеспечить ребенка возможностью заниматься такой терапией на регулярной основе. При этом нужно следить за тем, чтобы ему не надоел выбранный вид деятельности. В случае отказа от повторных посещений занятий стоит позволить выбрать другой тип тренировок.

Сказкотерапия

Такой вид занятий относится к арт-терапии, но заслуживает отдельного упоминания, т.к. оказывается крайне эффективным для малышей. Суть метода заключается в том, что сказки позволяют научиться самостоятельно распознавать эмоции героев.

Родители должны читать интересные книги маленьким детям ежедневно. А школьники младших или даже старших классов могут заниматься этим уже самостоятельно, причем никаких специальных условий для чтения нет – нужно просто познакомиться с выбранным произведением. Правильный выбор книги окажет положительный эффект и на умственные способности, что не менее важно.

Физическая активность

Физически развитый человек имеет большие шансы получить высокий уровень интеллекта. Это связано с тем, что при занятиях спортом повышается мозговая активность, нормализуется кровообращение, улучшается обмен веществ, возрастает уверенность в себе. Такой эффект от любой физической тренировки могут получить даже школьники младших классов, но в их возрасте нужно внимательно контролировать нагрузку.

Малыш

Начать рекомендуется с утренней гимнастики, закаливания и длительных прогулок. Уже позже можно будет переключиться на более тяжелые виды спорта, исходя из предпочтений ребенка. Наибольший эффект принесут дисциплины, связанные с командной игрой.

Специальные проекты

Для тех, у кого нет времени или желания заниматься развитием EI у ребенка самостоятельно, существует еще один вариант. Однако он потребует наличия денежных средств и может быть применен только для детей среднего или старшего возраста.

Различные проекты основываются на эффективных программах. Как правило, занятия проводятся для целой группы детей, что повышает их эффективность. Они очень разнообразные, причем некоторые могут оказаться весьма специфичными. Большинство проектов подразумевает обучение детей в виде уроков, а также проведение практических занятий.

Можно воспользоваться очень простыми способами развития EI. Например, давать ребенку трудные задания, а потом поощрять за их выполнение, или регулярно открывать для него что-то новое, выделяя некоторые дни для приключений.

Упражнения и игры

Развитие эмоционального интеллекта для детей упражнениями или играми будет довольно простой задачей. От родителей потребуется лишь наличие свободного времени и желание помочь своему малышу. Практически все игры и упражнения универсальны, что делает их применимыми для всех детей.

Дети

Какие тренировки могут понравиться ребенку:

  1. Сравнение предметов. Родители дают задачу найти предмет определенного цвета или из конкретного материала, после чего его нужно взять и сравнить с другими вещами, подходящими для поиска.
  2. Танцы. Очень простая игра, которая не займет много времени. Родители задают определенную эмоцию, а ребенок должен придумать танец, отражающий ее. Допускается поочередное выступление нескольких детей.
  3. Горячо или холодно. Известная многим с детства игра вызывает массу эмоций у малышей. Ее суть в том, что родители прячут сюрприз, а ребенок должен его найти. По мере приближения или удаления малыша от местонахождения подарка родители говорят «горячо» или «холодно», что помогает быстрее справиться с поисками.
  4. Коробочка с эмоциями. Нужно совместно собрать маленькие вещи, вызывающие положительные чувства. При их анализе следует попросить ребенка сказать, с какими ощущениями у него ассоциируется каждый предмет.
  5. Вторая жизнь для сказок. Взрослым следует выбрать способ, как повторно прожить эмоции от любимой сказки ребенка. Можно совместно сыграть спектакль, создать кукольный театр, нарисовать ее и т.п.
  6. Итоги дня. Совместными усилиями нужно вырезать сердечки и тучки из цветной бумаги. Незадолго до сна малыш должен вспомнить все свои положительные и отрицательные поступки за день, после чего взять вырезанные фигурки в том же количестве и положить в свою коллекцию «доброты». Большое количество сердечек следует поощрять.
  7. Ролевые игры. Каждый член семьи получает свою роль, обсуждается ситуация, после чего все вместе начинают разыгрывать сценку. Так ребенок сможет начать лучше понимать эмоции окружающих.
  8. Составление историй. Родители находят 3 изображения или готовые карточки, выкладывают их на стол, после чего сочиняют по ним историю. Затем собственный рассказ должен придумать и рассказать уже малыш.
  9. Правильное дыхание. Упражнение для повышения осознанности дыхания. Ребенок ложится на спину, а на живот ему кладут мягкую игрушку. Суть упражнения заключается в совместном наблюдении за тем, как плюшевый «друг» поднимается и опускается.
  10. Эмоциональные фото. Такая игра идеально подходит для путешествий, но применима даже дома. Родители делают фото, на котором присутствует ребенок. Особенность снимка заключается в том, что малыш должен изобразить яркие эмоции. Например, имитация эмоционального укуса кактуса или попытка залезть на луну.

Все перечисленные варианты очень эффективны. Однако важно учитывать желание ребенка, т.к. при его отсутствии результат будет противоположным. Особенно, если это станет регулярностью. Поэтому к вопросу выбора игр или упражнений нужно подходить совместно.

Для развития EI могут подойти довольно простые игры, которыми увлекаются многие дети. Но степень их влияния на эмоциональный интеллект будет минимальной.

Поддержание EI

Когда станет высоким эмоциональный интеллект, все занятия для детей можно прекратить. Однако важно продолжать следовать рекомендациям, т.к. без них есть риск ухудшения EI. Если же ребенок захочет вновь поиграть или потренироваться, то нужно позволять ему делать это, избегая отказов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector