Какова роль разных видов интеллекта в жизни человека

Какова роль разных видов интеллекта в жизни человека

Наверное, каждый человек когда-либо задумывался о том, какой его IQ, т.е. коэффициент интеллекта. Многие даже пытались пройти один из специальных тестов. Но имеет ли IQ какой-либо смысл? В чем заключается роль интеллекта? О чем он говорит? А если человек достигает высокого значения интеллекта, является ли это показателем счастья, жизненного успеха? Или, на самом деле, дела обстоят несколько иначе?

Что такое IQ?

IQ или коэффициент интеллекта – это число, выражающее показатель человеческого интеллекта. Основное определение IQ, предназначенное для тестирования детей и подростков, происходит с начала прошлого века. Оно было создано специалистом в области психологии Уильямом Стерном и звучит как: «IQ равно отношению ментального возраста человека к хронологическому, умноженному на 100, т.е. если ментальный возраст ребенка соответствует его фактическому возрасту, тогда его уровень развития интеллекта равен 100».

Для тестирования взрослых используется т.н. отклоняющий IQ, который сравнивает интеллектуальные способности человека со средним IQ в популяции.

Надписи

Значения IQ

Несомненно, вас интересует, что означают конкретные значения. Итак:

Средний IQ составляет 90-110. Этих показателей достигает примерно половина населения. Значение более 110 считается уровнем выше среднего, его имеет около ¼ популяции. Коэффициент более 130, т.е. уровень, превышающий средний, показывают только около 2% населения. IQ ниже 70 – это одна из характеристик умственной отсталости.

Наибольшее значение коэффициента интеллекта достигается в возрасте 16-30 лет. Большое влияние на IQ имеет наследование.

И еще одно примечание. Как известно большинству людей, сам IQ не является предопределяющим фактором качества жизни конкретного человека. Даже люди со средним или ниже среднего IQ могут вести счастливую и успешную жизнь, и наоборот.

Эмоциональный коэффициент – EQ

Говоря об умственном интеллекте, необходимо упомянуть понятие эмоционального интеллекта или EQ, не зависящем от уровня IQ. Как упоминалось выше, не всегда человек с более высоким IQ имеет успех в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Чем это обусловлено? Психолог Д. Големан в конце прошлого века в своей книге «Эмоциональный интеллект» ответил на этот вопрос следующим образом: «Успех на работе и в жизни зависит не только от IQ, но и от многих других человеческих качеств и способностей. Базовые свойства включают знание своих собственных эмоций и управление ними, эмпатию, способность мотивирования себя, регуляцию межличностных отношений, социальную адаптацию».

Значение EQ можно развивать и увеличивать, в отличие от IQ.

Сегодня существует множество различных тестов IQ. Некоторые из них более качественны, другие – меньше. По сути, их можно разделить на 2 группы:

  • тесты, включающие разные способности;
  • тесты, сосредоточенные только на общем интеллекте.

Насколько важен IQ на практике?

Специалисты часто высказывают мнение, что функции интеллекта и его роль переоценены. Согласно их выводам, это просто неопределенное число, мало влияющее на жизнь человека.

Мозг

Может быть, в этом есть часть истины, но вся реальность заключается в том, что умственный, эмоциональный интеллект, функциональное мышление очень важны в практической жизни.

Люди с более высоким IQ имеют гораздо больше вариантов в жизни, чем лица с низким интеллектом. Ум обеспечивает способность мыслить логически, принимать разумные решения. Более высокий интеллект дает людям лучшие предпосылки в академических и профессиональных достижениях. Люди с высоким IQ в ходе опросов показали, что обучение в школе было для них намного легче, чем для их одноклассников. Благодаря этому они смогли на высоком уровне заниматься учебой, одновременно уделяя время другим интересам, нашли лучшее практическое применение знаниям в профессиональной деятельности, получили более высокооплачиваемую работу.

Свойства интеллекта применяются в деятельностях, требующих определенной степени логического мышления, интеллектуального принятия решений. Это, как правило, научные дисциплины, технические области, IT, химическая промышленность и многие другие сферы. Напротив, роль высокого IQ резко падает в областях, где требуется качественная рутинная работа.

Конечно, высокий интеллект сам по себе успеха не принесет. Есть много случаев, когда высокоумные люди оказались на грани бедности, потому что они просто не смогли управлять своим интеллектом, направлять его в правильное русло. И наоборот, есть много людей с более низким уровнем разума, которые пробились к вершине успеха; сегодня на них работают профессионалы намного умнее них самих.

Следовательно, высокий IQ не является необходимым условием успеха, но умные люди имеют преимущество перед другими.

Интеллект и творчество – друзья или враги?

Интересно, сочетаются ли интеллект и творчество? Думаете, что для того, чтобы придумать что-то грандиозное, нужен хороший IQ? Или, в действительности, слишком высокий IQ – это препятствие для творческих возможностей? Аналогичными вопросами задавались специалисты в этой области. К каким выводам они пришли? Результаты оказались удивительными.

Карикатура

Что значит «быть креативным»?

Особенность креативного (творческого) мышления – способность придумывать новые вещи. Идеи, формулировки, гипотезы, определения, изображения, которые никто в данной конфигурации не использовал. Мысли, выходящие из установленных схем, продвигающие область дальше. Несмотря на то, что творчество чаще всего ассоциируется с наукой и искусством, оно может отразиться в бизнесе, политике, педагогике, философии. Существует ошибочное мнение (причем, широко распространенное), что творчество проявляется революционными открытиями. Это не так. Достаточно создания вещей, новых для конкретного человека, преодолевающих его горизонты и ментальные стереотипы.

Уровни творчества

Эксперты различают несколько типов творчества. Наиболее интересное разделение креативности по степени «открытия» или «новизны»:

  • экспрессивный (спонтанный) тип – идеи возникают спонтанно, от внезапного стимула или сильного стремления;
  • новаторский – новинка, относящаяся к вещи широкого использования, с намерением сделать что-то необычное;
  • инвентивный – очень оригинальное преимущество, предлагающее совершенно новое решение;
  • эмергентный – это признак гениальности.

Образность и функциональность

Другим важным теоретическим выводом, касающимся креативности, является тот факт, что вещи, возникающие в процессе творчества, должны иметь 2 характеристики. Прежде всего, им должна быть присуща непосредственная полезность. Для того, чтобы что-то новое стало по-настоящему новым, кому-то оно должно принести пользу (материальную, эстетическую и т.д.).

Существуют также случаи оригинальных изобретений, полезность которых более чем противоречивая (например, инструменты пыток). Эксперты в случаях, когда оригинальные идеи направлены против общества, используют термин анти-творчество.

Бумага

Творчество, как часть любого интеллекта

Зная, как современная психология понимает креативность, можно, наконец, начать задаваться вопросом, как она относится к сочетанию «интеллект + творчество». Может быть, немного иначе, чем все склонны думать. IQ – это общий показатель способности человека интерпретировать полученную информацию и выработать решение проблемы. Одна часть так определенного интеллекта связана с умением изучать понятия, процедуры, схемы. Эти основы человек изучает с самого раннего детского возраста в семье, затем – в начальной школе.

В то же время важно научиться применять эти формулировки к новым ситуациям. Это и создает точку контакта интеллекта с творчеством. Например, если вы скажете: 2 + 2 = 4, ваш интеллект должен прийти к выводу, что 4 + 4 = 8 (удвоенный исходный ответ). Этот пример ясно показывает взаимосвязь между IQ и креативностью.

Интеллект, как инструмент для выбора правильного решения

Однако, существуют ситуации, когда отношения между творчеством и интеллектом в точности противоположны. Представьте, что вам следует выполнить определенную творческую задачу. Воображение питает вас множеством идей, что само по себе хорошо. Но как из большого количества предложений или идей выбрать правильное решение? С самой креативностью в этом случае ничего нельзя сделать, надо призвать на помощь разум, т.к. важным аспектом интеллекта является способность эффективно фильтровать решения.

Подобная взаимосвязь также применяется между доступностью информации и возможностью ее надлежащего применения. Человек может иметь отличные навыки в получении информации из разных источников, благо, сегодняшнее время предлагает их огромное количество. Но при отсутствии достаточно развитого отдела головного мозга, отвечающего за мыслительные способности, он не сможет выбрать из кванта данных то, что подходит для решения конкретной проблемы. Следовательно, получить положительный результат можно, но это займет слишком много времени. Люди с высоким IQ характеризуются тем, что они способны быстро и точно выбирать правильное решение посредством собственного мышления.

Высокий уровень IQ не означает креативность

Научные исследования не продемонстрировали прямой связи между IQ и творческими способностями. Некоторые источники даже указывают на то, что определенным видам креативной деятельности высокий интеллект может навредить. Этот факт хорошо иллюстрирует, например, случай одного из самых влиятельных художников 20-го века Энди Уорхола. Хотя многие, не колеблясь, отнесли бы этого человека к художественным гениям, его IQ достиг достаточно посредственного уровня 86. Так что, если ваш показатель интеллекта далек от удовлетворительных значений, не отчаивайтесь. Несмотря ни на что, вы можете многого достичь.

Дети

Насколько разум врожденный?

Вы считаете, что интеллект – это наследственное качество, и образование, воспитание никоим образом на него не влияет (как в хорошем, так и в плохом отношении)? Или же вам кажется, что уровень IQ – это следствие образования и воспитательного подхода? Ответ более сложный, чем может показаться на первый взгляд.

Основа – в генах

Хотя ученые не могут прийти к единому мнению в том, какой вклад вносят гены и врожденные качества в общую личность, психику и поведение человека, никто не сомневается в том, что интеллект в значительной степени наследственный. Следовательно, если у родителей высокий уровень интеллекта, их ребенок, скорее всего, будет также достаточно умным. Но, с другой стороны, хотя невозможно повлиять на гены, человек в состоянии развить врожденные свойства, в т.ч. повлиять на интеллект.

Уже с младенческого возраста

Особенности интеллекта человека проявляются буквально от рождения (и вполне возможно, что уже в животе матери). Новорожденный почти сразу замечает свое окружение, постепенно начинает строить отношения в соответствии со своими восприятиями. По мере того как ребенок растет, он учится управлять различными предметами, воспринимать связь между причиной и следствием (например, большой куб не помещается в маленькое отверстие).

Можно также очень быстро наблюдать рост социального интеллекта. Новорожденный начинает улыбаться уже с 2-недельного возраста. Причем речь идет не о простых базовых вещах. Например, такой сложный процесс, как родной язык, ребенок обрабатывает быстро, естественно, без какого-либо систематического обучения. Следовательно, человек автоматически осваивает базовые знания, навыки. Однако для развития других способностей необходимо достаточно внешних стимулов.

Ребёнок

Без воспитания ничего не получится

Важную роль в развитии интеллекта играет воспитание. Родители читают со своими детьми, разговаривают с ними и т.д., улучшая их вербальные и невербальные способности. Хорошие родители не забывают оценить прогресс, достигнутый детьми, цель которого заключается в повышении необходимой в жизни самооценки. В этом случае роль развитого мышления можно сравнить с т.н. «волчьими детьми» (людьми, которые в первые несколько лет после рождения были лишены контакта с обществом). В более позднем возрасте, после социализации таких людей, ввиду нарушения развития, они имеют мизерные шансы на освоение социальных привычек или даже вербального общения.

Именно из теории влияния воспитания и окружения на IQ исходят ученые, разрабатывающие искусственный интеллект.

Несколько видов разума

В свете современной концепции IQ как величины, выражаемой одним числом (коэффициент интеллекта), люди часто склоняются к необъективной оценке человека. Он считается либо умным (IQ ≥90), либо глупым (IQ ≤80). Однако, согласно недавним теориям, более приближенным к реальному миру, быть «глупым» или «умным» можно разными способами.

В 1983 году американский психолог Г. Гарднер, профессор Гарвардского университета, опубликовал книгу «Frames of Mind», в которой указал, что разум нужно рассматривать в более широких масштабах. Он разделил его на 7 типов (изначально):

  • лингвистический (речь, языки);
  • логико-математический (цифровая память, решение математических задач);
  • физический (двигательный);
  • музыкальный (творческие способности);
  • пространственный;
  • коммуникативный (общительный);
  • внутренний.

Позже был добавлен 8-й тип (природный). Рассматривается также перспектива применения 9-го вида – духовного (экзистенциального) интеллекта, отвечающего, в частности, за интуицию человека, предполагающего способность мыслить о больших жизненных проблемах.

У каждого человека присутствуют все виды интеллекта, но в разных пропорциях. За доминирование конкретного типа отвечает самая развитая часть мозга, влияние окружающей среды, ситуации, в которых человек оказывается в первые 10 лет своей жизни. Дети, родившиеся в музыкальной среде, с большой вероятностью, будут обладать музыкальными склонностями, потомки спортивных родителей найдут себя в физической сфере.

Согласно специалистам, за музыкальный и физический интеллект отвечает мозжечок –  мозговой центр, находящийся в задней части мозга.

Вернувшись к вопросу о роли интеллекта в жизни человека, можно только сказать, что ответить на него непросто. Есть много областей человеческого знания. И хотя у каждого человеческого умения или навыка есть бесспорная наследственная основа, влияние семьи, образования, а также человеческая воля и усилия могут творить чудеса.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector