Игровые упражнения на развитие памяти у младших школьников

Игровые упражнения на развитие памяти у младших школьников

У младших школьников в их возрасте наблюдается активный рост произвольности психических процессов, что очень важно. Навык выбирать ориентир и прилагать силы для достижения целей в период получения новой информации дают отличную возможность ребенку успешно обучаться в школе. Именно по этой причине хорошая произвольная память так важна для детей.

Многие взрослые уверены, что их дети имеют отличную память, так как без проблем способны запомнить ту или иную информацию. Тем не менее, каково же бывает их удивление, когда малыш, став школьником, теряет эту способность. На самом деле в этом нет ничего удивительного, просто родитель должен своевременно побеспокоиться о том, чтобы развить у чада произвольную память, которая представляет собой ведущий психический процесс в младшей школе.

В данной статье мы подробно расскажем о том, какие существуют упражнения на развитие памяти у младших школьников, и как их правильно делать.

Особенности

Существует несколько факторов, оказывающих влияние на развитие памяти, и в основном они зависят от самого человека. Однако если говорить о детях младшего школьного возраста, результат во многом зависит именно от родителей.

Так, первым фактором является желание, то есть у чада должна возникнуть тяга к познанию нового. Второй – осознание: для запоминания той или иной информации, ребенок должен понимать, зачем ему это нужно. Третий – яркие впечатления в детском возрасте выступают как бы подталкивающей силой к запоминанию чего-то нового. Четвертый – внимание: если этого фактора не будет, процесс запоминания превратиться в сложную задачу.

Семья

Развитие памяти и внимания у школьников в любом случае должно происходить на постоянной основе, иначе желаемого эффекта не будет. Исследования ученых и психологов в данной области позволили сделать вывод о том, что причина плохого запоминания состоит в отсутствии подобной задачи.

Что должны знать родители

При правильном подборе методики развития памяти и внимания у младших школьников в итоге можно получить отличный результат, даже обучаясь дома. Помимо этого, взрослые должны понимать, что на их плечи ложится колоссальная ответственность, так как именно от них зависит успех ребенка. Основная цель родителей – сделать обучение интересным. Педагоги и психологи рекомендуют обратить особое внимание именно на психологические особенности детей, которые являются основными факторами при формировании произвольной памяти, о которых было уже указано ранее: интерес, мотив, внимание, яркие впечатления.

Лучше всего преподносить информацию в комфортном виде:

  • Начинать от простых заданий, заканчивая более сложными.
  • Процесс обучения не должен утомлять.
  • Выделять время на подготовку к занятиям.
  • Завести дневник, куда будут вписываться достижения ребенка.
  • Поощрять ребенка за хорошую работу.

Обучение приемам запоминания в упражнениях

Младшие школьники способны сами применять особые методы запоминания, которые носят название «мнемотехника».

Если дитя научится использовать мнемические методы, у него разовьется произвольное запоминание, что даст возможность просто и быстро усваивать необходимый материал.

Многие родители интересуются, какими приемами следует пользоваться для обучения детей запоминанию. Так, существуют специальные упражнения для развития зрительной памяти у младших школьников, которые в основном проходят в игровой увлекательной форме. Ниже предлагаем вашему вниманию несколько заданий, которые помогут легко и просто развить у вашего ребенка память.

Упражнения на визуализацию

Упражнение 1 «Вспомни и нарисуй»

Задание способствует развитию визуализации.

Родитель должен неторопливо диктовать ребенку разные слова, при этом предлагая изобразить на бумаге образ, который возникает при их представлении. После этого, ориентируясь на собственные рисунки, он должен воспроизвести продиктованные слова. Для поддержания интереса у малыша, следует менять слова.

Книги

Упражнение 2 «Рисуем спичками»

Это упражнение представляет собой более сложный вариант вышеуказанного. Так, вместо рисунков, ученик должен создать образ из спичек. Старший должен произносить слова с интервалом в 1 мин., а ребенок за это время воспроизводит образ. Данное занятие развивает не только визуализацию, но и мелкую моторику рук.

Упражнение 3 «Изобрази, что запомнил»

Предлагаемое упражнение позволяет развить у ребенка осознанное воспроизведение объектов и формирует концентрацию внимания.

Малышу, в течение 30 сек. предлагают рассмотреть изображения того или иного знакомого для него предмета, после чего они закрываются. Школьник должен изобразить на бумаге те предметы, которые он смог запомнить. В итоге, рисунки сравниваются. Со временем, количество демонстрируемых изображений должно постепенно увеличиваться. Возможно, сначала ребенку будет довольно тяжело отразить на бумаге все, что ему показали, однако со временем, он будет совершенствовать свой навык.

Упражнение 4 «Представь предмет»

Это упражнение направлено на развитие слуховой и зрительной памяти у младших школьников, кроме того, благодаря нему у ребенка активизируется и словарный запас.

Родитель говорит малышу слова и просит его представить объекты, которые они обозначают. После этого дитя должно рассказать о том предмете, который ему запомнился. Чтобы развить зрительную память, необходимо использовать рисунки таких объектов.

Упражнение 5 «Запомни и отыщи»

Это упражнение позволит «включить» осознанное воспроизведение. Ребенку предлагают запомнить определенное количество картинок, на которых изображены те или иные объекты. После этого, картинки убирают, и ученик должен найти объекты на других сюжетных картинках.

Упражнения на ассоциации

Методика упражнений для развития памяти у детей в виде заданий на ассоциации уже продолжительное время считается классическим приемом, широко используемым психологами.

Такие упражнения позволяют формировать навык произвольной памяти. Данное умение будет кстати школьнику во время запоминания информацию в учебном заведении, особенно в тех ситуациях, когда некоторые понятия не связаны логически, например, во время математики, в частности таблицы умножения.

Люди

Упражнение 1 «Какая картинка поможет тебе?»

Родитель предлагает малышу ознакомиться с картинками (до 20 штук). Постепенно озвучивая слова, которые необходимо запомнить, взрослый предлагает ребенку выбрать картинку, которая бы позволила последнему запомнить это слово. После того, как все слова будут перечислены, малыш по памяти, а также с помощью имеющихся у него картинок, должен воспроизвести все слова, которые он слышал и запомнил. Это задание не требует спешки, необходимо дать чаду возможность сформировать ассоциативную цепочку между словами и картинками. Вначале родители могут помогать школьнику выбрать соответствующее изображение. Несмотря на то, что с первого взгляда это упражнение не из легких, оно как нельзя лучше тренирует память у детей.

Упражнение 2 «Придумай историю»

Это упражнение довольно непростое, оно нацелено на развитие произвольности памяти и подходит для учеников вторых или третьих классов.

Родитель озвучивает малышу определенное количество слов, которые необходимо объединить в единую группу, основываясь на одном из их общих признаков. После этого ребенок должен сочинить ситуацию, где все услышанные слова могли бы собраться в один сюжет.

Начинать работать над этим упражнением лучше всего с тех слов, которые между собой имеют логическую связь, постепенно усложняя задачу. Подобные занятия помогут не только развить память, но и подтянуть ассоциативное мышление с воображением. Так, со временем, школьник сможет объединять даже те слова, которые как внешне, так и логически не связаны.

Родители не должны каким-либо образом ограничивать воображение школьника, в то время как он сочиняет свой рассказ. Пусть малыш самостоятельно отыскивает ассоциации даже в том случае, если вначале они не совсем складные.

Упражнения на запоминание

Если брать во внимание учеников младших классов, можно определить группы детей, которые по-своему запоминают тот или иной учебный материал. Так, одни дети могут сразу воссоздать услышанное, другие – без проблем легко запоминают информацию, однако очень стремительно ее забывают, а третьи, наоборот, довольно долго запоминают и быстро забывают учебный материал.

Именно по этой причине, некоторым родителям приходится приложить массу усилий, чтобы их дети были готовы к тому, что придется запоминать сложный материал. В связи с этим, предлагаем вам ознакомиться с некоторыми приемами, которые как раз, и направлены на то, чтобы школьник смог научиться осмысливать то, что запоминает.

Упражнение 1 «Представляем стихотворение»

Данное упражнение позволяет научить ребенка мыслить образами. В основном, подобный метод очень кстати приходится во время запоминания стихотворений. Родитель учит школьника, зачитывая текст, представлять мысленно картинку – это и является основой запоминания. Чтобы было более понятно, предлагаем ознакомиться с алгоритмом проведения данного упражнения:

  • Зачитывается первая строка стихотворения.
  • Представляется то, что зачитано.
  • Подобная работа проделывается с подобранными четверостишиями.
  • Вымышленные образы вспоминаются, и ученик старается связать их со строками стихотворения.
  • Стихотворение читается еще раз, опираясь на образы.

Упражнение 2 «Собираем текст»

Для ребят постарше или для тех, кто уже довольно продвинулся в своей учебе, можно попробовать задания, которые касаются запоминания текстов. Так, психологами и педагогами в этой области уже разработана специальная и при этом довольная оригинальная методика. В частности, если в общих чертах, поделенный текст на части необходимо склеить.

Малыши

Для этого взрослый подготавливает текст на отдельном листе бумаги, который необходимо прочесть школьнику, после чего содержание обговаривается. Далее прочитанный текст делится на части. К слову, в процесс разрезания можно вовлечь и ребенка. После этого школьник должен собрать все части текста в его первозданном виде.

Как правило, такое занятие весьма увлекательно для детей, так как в него входит не только мыслительный процесс, но и возможность что-то сделать самостоятельно своими руками. Тем не менее, взрослый должен в обязательном порядке должным образом подготовиться к занятию, распечатав текст, чтобы малыш не принялся разрезать книгу или учебник.

Упражнение 3 «Парочки»

Ученику диктуются парные слова, которые потом необходимо воспроизвести после прослушивания в таком же порядке, причем, только по первому слову. Освоив подобное упражнение, впоследствии, школьник сможет самостоятельно придумывать к словам «пару». Подобное обучение лучше всего практиковать в семейном кругу, когда участие будут принимать все домочадцы.

Упражнение 4 «Цепочка слов»

Родитель диктует ребенку 10 слов, которые последний должен запомнить. После этого, малыш в таком же порядке их воспроизводит. Лучше всего, за каждый правильный ответ стараться поощрять ученика.

Упражнение 5 «Кроссворды, головоломки»

Массу таких упражнений можно отыскать в разнообразных печатных изданиях. Они позволят не только заставить малыша думать логически, но и будут способствовать развитию у ребенка умения запоминать определенные термины.

Упражнение 6 «Считалки, скороговорки, потешки»

Присказки и потешки также способствуют активному развитию процесса запоминания информации у ребенка, так как чаще всего содержат не связанные между собой вещи, которые необходимо запомнить.

Ссылка на основную публикацию